Язычество, культовые места и др.

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / религия / Язычество, культовые места и др.

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 02-06-2004 03:17
Библиотека писаний человеческих на тему мистики, друидов, Третий Рейх там же... http://seidr.woods.ru/occult.htm

Гость
Добавлено: 03-06-2004 19:04
Священная роща викингов в Дании!



СВЯЩЕННАЯ РОЩА ВИКИНГОВ — Гелло расположилась на высоком холме, на перекрестье всех ветров. Вокруг нее — одни только бескрайние поля. Здесь властвует Тор — грозный, но справедливый бог викингов. На самом высоком месте этого священного холма водружен камень, на котором древними руническими символами написано приблизительно следующее: «Тот, кто с нечистыми помыслами коснется всего находящегося в священной роще, будет навеки проклят. Великие беды ждут его».
(С сайта: http://www.travels.md/pr/134.htm)

Гость
Добавлено: 21-06-2004 17:10
Вадим в другой теме нашего форума дал ссылку на книгу о Святом Граале. Там есть один интересный пассаж на тему именно святых мест. Цитирую:

почему же легенды или предания о Граале сохранились лишь у некоторых народов Европы, а другим как будто неведомы, в то время как они должны бы быть всеобщим наследием?

Внимательно изучая народные традиции, мы у каждого народа обнаружим преданиялегенды, в которых прямо или косвенно отразилось сказание о Граале.

Прежде всего, легенда Грааля неоспоримо связана с часто упоминаемыми в народных преданиях святыми местами, где обитали Боги, сыны Богов или же герои. У каждого народа имелись предания и легенды о Горах Богов, овеянных самыми сокровенными народными чаяниями; к ним обращался он со всею верою своей души и с надеждой на будущее. Согласно этим легендам, вершители народных судеб редко обитали на равнине. В основном они пребывали на высоких неприступных горах, величественностью своею издавна поражавших и восхищавших народное сознание. Кроме того, здесь они были как бы вне земных превратностей и уз пространства и времени.

Такие горы в народе почитались святыми, на них воздвигали храмы и жертвенники. Правители и пророки нередко поднимались туда, наверх, перед важными решениями. И так же как Бог и боги были средоточием духовной жизни каждого человека, так и эти Горы Богов считались центром мира. Мы знаем, что у древних греков обителью богов был Олимп. Согласно греческим мифам, ГеяКибела на Горе Богов вращает ось мира. Для индусов местом пребывания богов были высоты Гималаев Кайласа или, как именует его «Махабхарата», легендарная Меру. На мифической горе Меру обитали святые. Чем духовносветозарнее было их сознание, тем выше им отводились обители; на самой вершине, на небе богов, пребывал Индра с Тридцатью Тремя богами Вед, стоящими на страже человечества. Ни одна грешная мысль смертных не может достичь этих вершин, всегда окутанных облаками. У евреев такими священными местами были Синай и средоточие религиозных устремлений гора Сион. У японцев такой святой горой была Фудзияма, у древних персов Эльбрус и т. д. Даже в центре древнейшего острова Атлантиды, согласно повествованию Платона, высилась святая гора, увенчанная храмом. В Англии некогда славились горы кельтского героя, короля Грааля Артура. По древней легенде, в недрах одной из этих гор заснули рыцари Артура, чтобы вновь пробудиться в новом веке.

Также и у литовцев есть предание, напоминающее легенду о Граале. Гдето на Востоке высится гора блаженства Анафиель, самая высокая на земле; на ней появится всемогущий Бог, величайший среди богов, чтобы судить людей за их добрые и злые дела. У латышей таким местом богов была Синяя гора, состоящая из нескольких гор богов. Когда воды ещё покрывали всю землю гласит древнее предание, боги избрали эти горы, возвышавшиеся надо всем окрест, местом своего пребывания. В Латвии ещё и теперь встречается много гор Солнца, тоже, по всей видимости, имевших какуюто связь с обителью богов и загробным миром. Всё это служит свидетельством духовного устремления древних народов к горам символу духовного совершенствования человека.

Наконец, упомянем, что горы во всех религиях были местом духовного преображения людей: на горе Фавор преобразился Христос, на горах герои греков приобщались к божественности.
Некоторые апологеты раннего христианства, так же как и сочинители песен, связывали с горами и земной рай, который, согласно Библии, находится в долине меж трёх рек. Так, отец церкви Ефрем Сирии созерцал на райской горе женщин и мужчин, облачённых в лучезарные одеяния. Средневековые поэты воспевали виды сада Эдема, который сокрыт на склоне неприступных гор. Вспомним и райскую гору Данте, уступами уходящую вверх. Австрийский поэт Генрих из Мелька и ряд других авторов изображают земной рай среди высоких гор.
Вообще древнее, и особенно восточное религиозное воображение неизменно представляло себе райское состояние людей, страну блаженства, средь панорамы гор. Так, неисчислимые народные сказания повествуют, что гдето, по большей части на Востоке, на краю света, в недоступном для людей месте на острове в океане, или посреди пустыни, или, чаще всего, на вершинах высоких гор находится желанный земной рай. Там небо сходится с землёй, там царит вечная весна и непреходящая молодость, там вода бела как молоко, там храмы из кристаллов и драгоценных каменьев, там священный родник бессмертия, там люди не знают чувственных страстей и физических страданий, там община святых и мудрецов. Там вся природа объединена в дружеском согласии.

Такими преданиями о существовании Общины святых и Обители. блаженства на земле изобилуют верования народов Востока в особенности индийцев и китайцев.


Взято отсюда: http://www.universalinternetlibrary.ru/book/rudzitis/1.shtml#4

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 17-09-2004 17:13
Языческий мир http://heathen.narod.ru/library.html

Книга Велеса http://www.libereya.ru/biblus/veles.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 16-01-2005 19:55
КНИГИ ПО ТЕМЕ

Василькова В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем. СПб.,1999.

Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Конец XIX—начало XX в. Зимние праздники. М., 1973.

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Новый год. М., 1985.

Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1989.

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 14-02-2005 07:32
Языческая библиотека (на англ.) http://www.paganlibrary.com/index1.php

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 14-08-2005 17:27
Чудинов Валерий.
"Священные камни и языческие храмы славян. (Опыт эпиграфического исследования)"

Впервые в мировой научной и популярной литературе исследуются многочисленные надписи на славянских священных камнях и анализируются пока что совершенно неизвестные славянские языческие храмы. Выяснилось, что все названные объекты подписывались, и эти надписи вполне понятны современному русскоязычному читателю, что почти невероятно. На основе изучения 105 камней и 100 славянских языческих святилищ и храмов (в том числе в виде церквей, бревенчатых зданий, огороженных дворов, колоннад, хенджей, пещер и катакомб) определяется принадлежность камней и храмов основным славянским богам — Макоши, Роду, Маре и некоторым другим. Прослежено существование славянских языческих храмов вплоть до конца неолита-начала эпохи бронзы на огромных просторах Евразии, выявлены особенности храмовой архитектуры, показана строгая система укладки священных камней внутри храма по странам света. Прочитаны строки, свидетельствующие о существовании книг Макоши и Сварога, проанализирован один фрагмент из книги Сварога об устройстве Земли, выявлены и прочитаны адреса четырех славянских храмов, в которых хранились дощечки книги Велеса до их попадания в руки Сулукадзева. К числу славянских храмов, судя по их надписям, отнесены храмы Стоунхенджа и Аркаима. Книга содержит 356 иллюстраций.

http://top100.km.ru/reader.asp?id=31078&page=2&viewBy=4500&sizechars=150

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 17-01-2006 02:04
Портал Druidism.ru посвящен магии друидов, кельтскому язычеству, мифологии, истории кельтов, археологии и прочая, прочая. Открывая ресурс мы полностью осознавали то, что по большому счету информации о друидизме у русскоязычного населения почти нет. http://druidism.ru/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-01-2006 20:48
Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах европейских народов http://www.mith.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?board=mith;action=display;num=1130851772

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-07-2006 03:57
Сообщество yazichestvo_ru посвящено мифологии, праздникам, обрядам и обычаям славян http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-07-2006 05:42
Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и еще через несколько дней "Петры-Павлы" сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.
Пожалуй, самым главным событием дня Аграфены Купальницы был сбор трав и кореньев для лечебных и знахарских целей.
"Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады".
Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавиться от несчастий и бед.
Крестьяне для предохранения себя от ведьм, кладут в этот день на окнах изб жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов - молодое осиновое дерево, вырванное непременно вместе с корнем.

По убеждению народа, в ночь на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой.

http://kavery.livejournal.com/616286.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-10-2006 05:52
Многобожие древних славян было своеобразным языком общения людей с природой. Для них каждый месяц года имел своего покровителя - Бога, который оказывал серьезное влияние на уклад жизни. Гадания древних славян это отражали. Вот каким, например, было одно из таких гаданий.

Человек рисовал круг на том месте, где жгли костры, делил его на 12 секторов, каждый из которых соответствовал месяцу года. Потом задавал Богам вопрос, клал в центр этого магического круга нож или палку и раскручивал вокруг своей оси. Куда показывало острие ножа, или палки, там и был ответ на вопрос.

Покровителем Февраля у древних славян был Бог Зла, которого звали Чернобог. Он считался самым зловещим во всем году. Если в гадании острие ножа остановилось против Чернобога, люди знали, что задуманное ими попадет под влияние Зла. Потому что Чернобог сулил много неприятностей, разочарований в любви, домашние хлопоты и скандалы, крушение планов.

Недоброжелателям Чернобог помогал без труда достигать своей цели, а колдунам наводить злые чары. Те, кто нагадал себе Чернобога знали, что их желания не осуществятся. На весь период задуманного дела они надевали любые обереги, и не снимали их до тех пор, пока новое гадание не открывало для них удачную перспективу.

Славяне одинаково чтили и Чернобога, и Белобога. У них существовали предания, поучавшие уважению и почтительному отношению к темным и белым Богам. Интересно и то, что одним из волшебных умений Чернобога считалась его способность перековать старца на молодца и старуху на молодицу.

На такой подарок Чернобога мог рассчитывать только тот человек, который чтил всех Богов в равной степени.

http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/25213.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-11-2006 02:44
Hallowe'en (Hallows Evening) - Хэллоуин - ночь перед Днем всех святых. Говорят, Хэллоуину не менее двух тысяч лет. Истоки этот противоречивый праздник берет из кельтской культуры. У кельтов существовали "начала времен года". Их было четыре. Самайн знаменовал собой приход зимы и отмечался 31 октября. В VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября День Всех Святых, желая отвлечь английский народ от языческих обычаев. Позже 2 ноября стало Днем Душ - когда поминали всех умерших. Однако традиции сохранились в народной памяти, и победить их до конце так и не удалось.
http://rockanten.livejournal.com/137928.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-12-2006 04:33
Жертвоприношения в практиках народов мира

Древний Вавилон (III—II тысячелетия до н. э.): раз в год в царские одежды рядили преступника и предавали смерти. Псевдоцарь пил и ел за царским столом, сожительствовал с царскими наложницами. Через пять дней его сажали на кол или вешали.
Древний Египет (IV тысячелетие до н. э. — до начала н.э.): начиная с 17 дня месяца атира проводили четырехдневные поминки жертвенно умерщвленного и расчлененного Осириса (ныне конец октября — начало ноября). Обычай расчленять тело правителя или жреца и хоронить в разных частях страны для обеспечения урожайности и плодовитости был распространен повсеместно.
Древняя Индия (II—I тысячелетия до н. э.): в инструкции по проведению жертвоприношений «Яджурведе» — «Книге жертвенных изречений» разъяснялось: «Боги живут тем, что жертвуется им здесь, внизу». Чтобы обрести могущество, надо было поднести богам жертву из одиннадцати человек и одиннадцати коров. Чтобы разбогатеть, надо было отправить богам табун лошадей в сопровождении пастуха. В Южной Индии (Малабар) по истечении срока службы правителю отрубали голову и подбрасывали над толпой, поймавший ее человек правил следующие пять лет.
Древняя Греция (II—I тысячелетия до н. э.): во время мистерий Диониса в жертву приносили младенца, сваренную плоть которого съедали. Позже ребенка заменили козленком.
Древний Рим (VIII—II века до н. э.): финикийского происхождения «ритуал Адониса» пришел в Рим из Греции. В начале персонификацией бога был приносимый в жертву человек, позже в первый день весеннего равноденствия срубали сосну и привязывали к ней куклу, а в третий, «кровавый», день под ритмическую музыку первосвященник-архигалл вскрывал вены на руке и входил в измененное состояние сознания. Остальные жрецы в экстазе наносили себе раны и оскопляли себя, разбрасывая отрезанные детородные органы.
Таиланд (XIII—XIV века): при закладке города выбирали первых четырех пешеходов и захоранивали живыми под столбами ворот с каждой стороны света.
Восточная Пруссия (до XIII века): состарившийся правитель племени совершал обряд самосожжения. Иногда власть принимал человек, убивший правителя.
Западная Африка (IV—V века): в день равноденствия человека забивали мотыгами, а его тело зарывали на свежевспаханном поле. В Гвинее и Бенине сажали на кол молодую девушку. Кельтский мир (до IV века): друиды убивали с помощью стрел, сажали на кол или сжигали живьем военнопленных или преступников, которых помещали в чучело из веток и соломы.
Древние славяне (до X века): приносили человеческие жертвы у подножия священных дубов, посвященных Перуну. Еще в 980 году князь Владимир велел поставить в Киеве деревянного идола громовержца Перуна с серебряной головой и золотыми усами и учредил принесение в его честь человеческих жертв. Практика продержалась всего восемь лет — пока Владимир не принял христианство.

Галина Ершова, доктор исторических наук, по материалам журнала "Вокруг света"

http://community.livejournal.com/ru_history/657509.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 24-06-2007 16:28
Чтобы разобраться в древнейшей функции громовников индоевропейцев подробней, рассмотрим их оружие и против кого оно направлено. В этом случае, можно объединить исторические, мифологические, археологические и другие материалы и сделать верные выводы о самих громовниках.

Рассмотрим варианты этого оружия в различных индоевропейских и близких к ним мифологиях. Подытожим вышесказанное.

1) Перкунас (Литва), Перконс (Латвия), Перкунас (Пруссия). Оружие топор или молот, камни. Позднее меч, лук, бьющий молниями, стрелы, палица, бичи. Перкунас называется "каменным кузнецом", его оружие из камня - -кости земли, следовательно, сила Перкунаса от земли - хтоническая.

2) У Перуна главное оружие камни. Более позднее оружие: топор, лук и стрелы ("стрелы громовни"). Камень болемнит в народе считают стрелой Перуна. По воспоминаниям европейцев, в Новгороде идол Перуна стоял с камнем в руке. Например, польский историк Стрыйковский (16 век), писал, что истукан - идол Перуна (Перкуна) держал в руке камень, а перед ним постоянно пылал священный огонь. В летописи это записано так: "Перконос, си есть Перун, бяше у них старейший бог, создан подобие человече, ему же в руках бяше камень, многоценный аки огнь, ему же огонь неугасающий с дубового древия непрестанно паляху ".
Если огонь гас, новое пламя высекалось жрецами из камня, находящегося в руке идола. В связи с указанием на характеристику оружия Перуна, интересно сравнить описание многоценного, горящего как огонь камня в руке Перу-на, с приведенным ниже описанием Ваджры древнеиндийского бога Индры.

3) Скандинавский Тор, древнеисландский Borr, немецкий Donar в качестве оружия имели топор или молот, часто каменные. По преданию их оружие сковали или добыли подземные карлики - цверги. Эти цверги первоначально были червями в теле перворожденного великана Имира. А из тела Имира и была создана Земля. Цверги живут в земле и камнях, как черви. Они боятся света. При попадании на них солнечных лучей они гибнут, превращаются в камень. Эти цверги ассоциативно напоминают магму земли. Магма, аналогично воде, могла мыслиться живой. Магма текуча, про-ходит по "жилам земли", после попадания на поверхность, магма застыва-ет - "превращается в камень". В мифах часто говорится о сокровищах цвергов. Магма выносит на поверхность различные минералы. Эти минералы и драгоценные руды могли мыслиться, как сокровища. Цверги - явно хтонические существа. Оружие бога Тора, следовательно, имеет хтоническое происхождение. Стоит отметить, что имя молота Тора - Мьелльнир, Mjollnir имеет тот же корень, что и русское слово "молния" - оружие Перуна, его стрела.

4) У скандинавских саамов, соседей скандинавов "Громовой старик" - бог громовник имел, как жертву миниатюрные каменные молоты.

5) Карельский и финский Укко, эстонский Уку - в балто-финской мифологии верховный бог громовержец. Атрибуты: молния, топор, меч - вторичного характера. Изначально Укко катает небесные камни (гром) и поражает громом и молнией злых духов. Святилища Укко - рощи и камни. Легко прослеживается связь оружия Укко с камнем.

6) Древнеиндийский громовник Индра имел оружие Ваджру (vajra). Она мыслилась как дубина, палица. По ведийской традиции, Ваджра выкована для Индры Тваштаром. Тваштар - бог творец. Русское слово "творить" того же корня.
Тваштар - созидатель, но женат на демонице из ассурского рода. В этом проявляется его хтоничность. Он, как опосредованное хтоническое начало, которое сродни Матери-Земле у славян и богине Гее-Земле у древних греков, родил противника Неба и Индры - трехглавое чудище Вишварупу. Позднее он опять выступает, как хтонический царь прародитель. Он рождает чудовище Вритру из огня и сомы. Вритра - главный противник Индры. Победа над Вритрой основная заслуга Индры, как царя небесных богов. Отсюда видна хтоническая, даже хаотическая природа Тваштара и его творения Ваджры - основного оружия Индры. Тваштар несет принцип: все в нем, все формы и сущности. Это полностью совпадает с древнегреческим определением Хаоса.
В другом варианте сказаний, по тексту Ригведы (1, 121 12, V 342) - Ваджра находилась в океане, в водах, в первоматерии. Можем предположить, что это та же магма, которая, окаменев на свету стала Ваджрой. Это подтверждают ее эпитеты: она любая, медная, золотая, железная, и что важно, как из камня или из скалы. В данном случае хтоническое, каменное, а возможно и магматическое происхождение Ваджры, как основного оружия громовника не вызывает сомнений.

7) Громовник хетской и хуритской мифологии Тешуб. В мифе громовник Тешуб побеждает слепое и глухое хтоническое чудовище, грозящее уничтожить мир - Уликумме. Он отрезает его от скалы, поддерживающей небо, каменным резаком, которым Земля была отделена от Небес. Хтоничность происхождения оружия очевидна. Оно было еще во время Хаоса, смешения Земли и Неба. Возможно, оно связывалось с той же застывшей магмой, как символом хаоса и смешения.

8) Греческий громовержец Зевс. На Крите оружием Зевса почитался двойной топор, дающий и отбирающий жизнь. В Дельфах Зевса почитали, как фетиш отфал ("пуп земли") - камень, проглоченный Кроном, или камень, как пуп младенца Зевса. Оружие Зевса имеет хтоническое происхождение. Это оружие выковали дети Земли - Геи, сторукие Киклопы. Ковали они его в подземной, или иными словами, вулканической кузне. Происхождение оружия Зевса явно имеет магматическое, связанное с вулканической деятельностью происхождение. Это оружие - гром, молния и перун, сделало Зевса царем богов.

http://www.paganism.ru/arm-thun.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-07-2007 02:21
Из Википедии:
«Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в IХ—ХI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясен.

Сейчас камень находится на берегу Плещеева озера, однако прежде он лежал возле Борисоглебского Надозёрного монастыря, между старой и новой водокачками. Житие Иринарха Ростовского чётко указывает, что камень находился в овраге. (По укоренившемуся в туристических справочниках представлению, прежнее место камня — вершина Александровой горы, что неверно.)» http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C

Я взялась камень отмывать водой от глины – отчасти для того, чтобы посмотреть, действительно ли мокрый он будет синим. Ещё очень хотелось понять, что же это за минерал. (Не гранит, не известняк, не диомит, не доломит – точно…) Некоторые думают, что это метеорит. Сбоку, на уровне воды калужины я заметила прожилку красноватого (железистого) кварца. Ну, не метеорит точно. После на берегу я увидела такой же красноватый кварцевый, почти правильный шар диаметром сантиметров сорок, а то и больше. Но я не геолог, это всё домыслы дилетанта.
Потом, дома, прочитала:

«Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек и зёрен кварц-биотита.

Толщина камня – 0,6 м (а мы-то прикидывали – на сколько метров вглубь он уходит… – прим. авт.), длина – 3,1 м, ширина – 2,6 м. Камень испещрен мелкими бугорками. Согласно последним исследованиям, вес камня — около 12 тонн».

Вот здесь указан другой вес Синего камня – в три раза меньший (что больше похоже на правду):
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B5%D1%89%D0%B5%D0%B5%D0%B2%D0%BE_%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BE
Александрова гора имеет форму вытянутой вверх пирамиды, усечённой у самой верхушки. Говорят, что там в древности был монастырь. Да монастырские постройки там просто не уместятся. А вот языческому капищу – самое место. Именно здесь должен был стоять идол.

Архитектура валов, встающих вокруг, вновь живо напомнила мне Торопец, где вокруг высокого городища полукольцом поднимается не менее грандиозный вал, значение которого, кажется, недостаточно оценено.

Александрова и Владимирская горы с Плещеевым озером встали для меня в один ряд с Медоборами в Подолии (где был найден знаменитый Збручский идол), Можайским оврагом, урочищем Любовец, Изборском и Торопцем как места силы древнейшего славянского язычества.

Короткая статья в Википедии об Александровой горе:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0
Вид озера с горы великолепен: мрачное, потемневшее, в тёмной кайме берегов, оно казалось вместилищем древней тайны.

http://erema-o.livejournal.com/26394.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-07-2007 05:35
Волхвы (часть 5).
Начало:
1 - http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/23721.html
2 - http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/23960.html
3 - http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/24291.html
4 - http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/33457.html

Следующий массив сведений о волхвах доходит до нас от второй половины XI века, когда по Руси прокатилась волна борьбы с язычеством, эту борьбу вели последователи Феодосия Печерского, осуждавшего всё языческое. Я расскажу о Всеславе Полоцком.

Всеслав Полоцкий – внук опального сына Владимира Изяслава, правнук Рогнеды. Это единственный известный по имени человек в Древней Руси, которого мы можем связать с культом Волха. Он стал князем в 1044 году. Летопись говорит о нем: «Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: "Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти". И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.» То есть Всеслав родился «в рубашке», от волхования и был в силу этого жестоким.

В «Слове о полку Игореве» достаточно большой кусок текста посвящен Всеславу: «На седьмом веке Трояновом бросил Всеслав жребий о девице, ему любой. Изловчился, сел на коня, поскакал к городу Киеву, коснулся копьем золотого стола Киевского. Из Белгорода в полночь поскакал лютым зверем, завесившись синей мглой, утром отворил ворота Новугороду, расшиб славу Ярославову, поскакал волком от Дудуток до Немиги. На Немиге снопы стелют из голов, молотят цепами харалужными, на току жизнь кладут, веют душу от тела. У Немиги кровавые берега не добром были засеяны - засеяны костьми русских сынов. Всеслав князь людям суд правил, князьям города рядил, а сам ночью волком рыскал; из Киева до петухов, великому Хорсу волком путь перебегая, в Тмутаракань добирался. Ему в Полоцке звонили заутреню рано у святой Софии в колокола, а он звон тот в Киеве слышал. Хоть и вещая душа была в отважном теле, но часто он беды терпел. Ему вещий Боян такую припевку, мудрый, сложил: "Ни хитрому, ни умному, ни ведуну разумному суда божьего не миновать".»

Здесь пересказывается история о том, как князь вел завоевательную политику. Его целью изначально был Новгород, столица волхвов. О том, что Новгород интересовал князя не только с экономической, но и с сакральной точки зрения говорит запись в летописи: «В тот же год в Новгороде Волхов тек в обратном направлении 5 дней. Знаменье же это было недоброе, ибо на четвертый год пожег Всеслав город». Летописец связывает языческую примету, которая повторяется в нескольких легендах, связанных с Волхом и крещением Руси, с политикой Всеслава. Новгород был взят в 1067 году.

Между тем, судьба возвела Всеслава на киевский престол: будучи плененным ярославичами, он был освобожден восставшими в 1068 году киевлянами из тюрьмы и посажен на место бежавшего князя Изяслава. Однако, сам Всеслав через год бежал из Киева в Полоцк, а затем куда-то еще, так как в Полоцк он вернулся лишь в 1071 году.

Из «Слова о полку Игореве» мы узнаем о некоторых взглядах Всеслава. Песнотворец Боян сочинил для князя припевку: «Ни хитрому, ни гораздому, ни любопытцу гораздому суда божия не миновать!». Судя по всему, Боян лично неплохо знал Всеслава, в его киевский период, а ученик Бояна, автор «Слова», знал полоцких песнотворцев. Из припевки и других текстов мы можем заключить, что Всеслав был христианином, но, как и многие в век двоеверия, исповедовал также волхвизм. Он отрицал силу «божьего суда» над ним, так как был «вещим». Всеслав практиковал чародейство и обортничество. О его поклонении Волху говорит факт наличия в киевском цикле былин былины о Волхе. Волх в ней зовется Всеславичем (Всеславьевич, Буслаевич, Всеслаевич, Сеславьевич, Щеславьевич).

По саду, саду, по зеленому,
Ходила-гуляла молода княжна
Марфа Всеславьевна,
Она с каменю скочила на лютова на змея;
Обвивается лютой змей
Около чебота зелен сафьян,
Около чулочика шелкова,
Хоботом бьет по белу стегну.
А втапоры княгиня понос понесла,
А понос понесла и дитя родила.
А и на небе просветя светел месяц,
А в Киеве родился могуч богатырь,
Как бы молоды Вольх Всеславьевич.
Подрожала сыра земля,
Стреслося славно царство Индейское,
А и синея моря сколыбалося
Для-ради рожденья богатырскова,
Молода Вольха Всеславьевича;
Рыба пошла в морскую глубину,
Птица полетела высоко в небеса,
Туры да олени за горы пошли,
Зайцы, лисицы по чащицам,
А волки, медведи по ельникам,
Соболи, куницы по о́стровам.
<…>
Втапоры поучился Вольх ко премудростям:
А и первой мудрости учился —
Обвертоваться ясным соколом,
Ко другой-та мудрости учился он, Вольх, —
Обвертоваться серым волком,
Ко третей-та мудрости учился Вольх —
Обвертоваться гнедым туром-золотыя рога.

Этот текст многократно сравнивали со «Словом», поэтому можно уверенно сказать, что оба текста во многом восходят к творчеству Бояна, лично знавшего Всеслава. Боян как бы пересказывает историю Волха, которую он узнал от Всеслава, так как сам Боян к Волху относится как сторонний наблюдатель, а не как поклонник. В «Слове» ни разу не упоминается словенский Волх, но зато упоминается Велес, чьими внуками считались песнотворцы-гусляры.
Еще одним человеком, который помимо Бояна общался с Всеславом на религиозные темы, был Антоний Печерский. Антоний был далек от язычества, однако христианский аскетизм и волхвизм были очень близки по внешним проявлениям, что не могло не интересовать Антония и Всеслава. Летописец вкладывает еще в уста князя Владимира вопросы о том, почему Христос родился от земной женщины, почему был крещен водой и распят на дереве? Все эти признаки роднили Христа и Волха (рубашка спадает с Волха после омовения, а волхвов распинали на деревьях, чтобы они не касались земли). У Всеслава могли появиться еще и другие вопросы к Антонию: почему монахи зарываются в пещеры и окружают себя бесами? Здесь мы и должны вспомнить о гетском Залмоксисе и скандинавском Фрейре, которые одновременно были и живы и мертвы. Мотив подземного путешествия и жилища был известен и на Руси. Во-первых, былина о Михайле Потыке рассказывает о жизни после смерти в кургане, куда является змей. Во-вторых, Волх попадает в подземное царство, бездну. В-третьих, лишь Садко, гусляр, внук Велеса, смог вернуться с того света, подобно фракийскому певцу Орфею.

Этот мотив повторяется в рассказах о монахах Печерского монастыря. Вот этот рассказ о том, как в пещерах являлись бесы: «А был еще и другой черноризец, именем Исакий; …И затворился в пещере, в одном из проходов, в малой кельице, в четыре локтя, и там молил Бога со слезами… И сказал один из бесов, называемый Христом: "Возьмите сопели, бубны и гусли и играйте, пусть нам Исакий спляшет". И грянули бесы в сопели, и в гусли, и в бубны, и стали им забавляться. И, утомив его, оставили его еле живого и ушли, так надругавшись над ним... И сказал игумен Феодосий, что "случилось это от бесовского действа". И положили его на постель, и стал прислуживать ему Антоний.»

Антоний был свидетелем этих событий, которые происходили как раз в период 1068-1069 гг., когда Всеслав был в Киеве. О том, что Антоний, не только встречался с Всеславом, но и был его сторонником, говорят дальнейшие события: «В то время случилось прийти князю Изяславу из Польши, и начал гневаться Изяслав на Антония из-за Всеслава. И Святослав, прислав, ночью отправил Антония в Чернигов. Антоний же, придя в Чернигов, возлюбил Болдины горы; выкопав пещеру, там и поселился. И существует там монастырь святой Богородицы на Болдиных горах и до сего дня.

Феодосий же, узнав, что Антоний отправился в Чернигов, пошел с братией, и взял Исакия, и принес его к себе в келью, и ухаживал за ним, ибо был он расслаблен телом так, что не мог сам ни повернуться на другую сторону, ни встать, ни сесть, но лежал на одном боку и постоянно мочился под себя, так что от мочения и черви завелись у него под бедрами. Феодосий же сам своими руками умывал и переодевал его и делал так в течение двух лет. То было дивное чудо, что в течение двух лет тот ни хлеба не вкусил, ни воды, ни овощей, никакой иной пищи, ни языком не проглаголал, но нем и глух лежал два года. Феодосий же молился Богу за него и молитву творил над ним день и ночь, пока тот на третий год не заговорил и не начал слышать, и на ноги вставать, как младенец, и стал ходить. Но не стремился посещать церковь, силою притаскивали его к церкви и так понемногу приучили его. И затем научился он на трапезу ходить, и сажали его отдельно от братии, и клали перед ним хлеб, и не брал его, пока не вкладывали его в руки ему. Феодосий же сказал: "Положите хлеб перед ним, но не вкладывайте его в руки ему, пусть сам ест"; и тот неделю не ел и, только понемногу оглядевшись, стал откусывать хлеб; так научился он есть, и так избавил его Феодосий от козней дьявольскиx.»

В монастыре произошел раскол на сторонников Феодосия и сторонников Никона Великого, ввиду чего и Антоний и Никон покинули монастырь, а Феодосий получил огромное политическое влияние. Поражает трехгодичный срок пребывания в «дьявольских кознях» Исакия. Выскажу предположение, что Антоний и его окружение настолько сблизились с Всеславом, что заимствовали элементы учения волхвов, а Феодосий выступил критиком подобных отклонений в рамках православия, ввел жесткий монашеский устав, сам лично являлся на княжеские пиры и изгонял с них музыкантов и гусляров. Подобные внутренние религиозные «партии» возникали в монастыре и позже, например, там образовался иудейский кружок, который также был разгромлен. Думаю, что языческие традиции могли еще более легко проникнуть в монашеский круг. Один косвенный факт говорит о таком проникновении.

В русском православии есть один уникальный обычай – класть в гроб к усопшему письмо к св. Николаю. По сообщению Киево-Печерского патерика, этот обычай установился после того, как Симон (Шимон) Варяг завещал похоронить себя с молитвой, данной ему Феодосием Печерским: «И оттоле утвердися таковое написанiе полагати умерьшимъ, прежде бо сего инъ не сотвори сицевыа вещи в Руси.» Это «письмо» является пропуском в рай, говорит о том, что человек умер русским и православным, так как Николай считается покровителем страны. Письмо вкладывалось в руки, в рот или просто закапывалось в землю. Так в 1942 году в Угличе были обнаружены мощи монаха Симеона. На груди у него нашли грамоту, в которой излагалась история жизни покойного.

Николай почитался у русских как хозяин подземного царства, и назывался даже «русский бог», по мнению исследователей, Никола заменил языческого Велеса.

Безусловно, этот обычай имеет языческие черты. И сразу уместно вспомнить, про монету, которую вкладывали в рот, чтобы заплатить за перевоз через реку в мир мертвых, и которой по мнению русских можно было умертвить колдуна. Но мне хочется вспомнить про Залмоксиса, последователи которого отправляли в подземное царство гонцов-добровольцев с посланием о происходивших на земле бедствиях. Имели ли место подобные послания у русских язычников? У язычников-славян зафиксирован один случай самопожертвования. А что касается посланий, то в Полоцкой земле в XII веке князь Борис, сын Всеслава, прикажет устанавливать камни с молитвами к Богу о помощи.

Всеслав Полоцкий умер в 1101 году или чуть ранее, если учитывать разницу в календарных стилях. Но до его смерти в Полоцке были зафиксированы явления, возможно связанные с волхованием Всеслава. «Предивное чудо явилось в Полоцке в наваждении: ночью стоял топот, что-то стонало на улице, рыскали бесы, как люди. Если кто выходил из дома, чтобы посмотреть, тотчас невидимо уязвляем бывал бесами язвою и оттого умирал, и никто не осмеливался выходить из дома. Затем начали и днем являться на конях, а не было их видно самих, но видны были коней их копыта; и уязвляли так они людей в Полоцке и в его области. Потому люди и говорили, что это мертвецы бьют полочан. Началось же это знамение с Друцка.»

Продолжение следует.
Ссылки по теме:
http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/kir/kir-032-.htm - Былина о Волхе
http://www.cultinfo.ru/onmc/books/uspensky/Gl_3.htm - Успенский о Николе
http://www.respublika.info/4228/history/article18492/print/ - о Борисовых камнях

http://community.livejournal.com/yazichestvo_ru/53281.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 560
Добавлено: 30-12-2007 18:38
Описание сельским фельдшером Кольско-лопарской волости саамского обряда жертвоприношения оленей в Семиостровском погосте. http://qwercus.narod.ru/shatkov_1911.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-01-2008 08:07
Завершена работа коллективного разума над переводом книги Эммы Ресталл Орр "Что такое Друидизм?" (также известной как "Принципы Друидизма") http://community.livejournal.com/druidism_ru/82923.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-01-2009 03:38
"Источник феи" описан на французском на табличке в центре. Мы встретили это интересное место на пути к трем замкам около города Кольмар. Это часть гор Вогез в регионе Эльзас, восточной Франции, теплая и приветливая даже зимой.
http://community.livejournal.com/druidism_ru/97736.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-07-2009 01:36
Вот такое изображение Отца Могил имеется в ставкирке (церкви) Хегге, губерния Валдрес, 1200 год.
Что здесь интересно (кроме моего личного пристрастия к Одину/Велесу), так это факт изображения языческого Бога в декоре христианской церкви - значит, не так уж и безнадежны были поиски Б.А. Рыбаковым язычества в декоре русских церквей.
Еще любопытно, что Один изображен с высунутым языком - про хтоническую символику высунутого языка даже статья особая публиковалась во втором выпуске "Мужского сборника". У нас так изображали на лубках Смерть, чертей, Бабу Ягу.
Что это именно Один - прописано в Ornulf Hodne. "Norsk folketro". Cappelen, 2008. P.222

http://smelding.livejournal.com/221993.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-07-2009 04:31
Традиционная деревня Бена, остров Флорес, Индонезия
В традиционной деревне Бена живет народ нгада, религия которых представляет собой странную смесь анимизма и католичества. Анимизм, а именно культ предков, символизируют две конструкции – bhaga, похожая на небольшой домик, символ женщины, и ngadhu – соломенная крыша на деревянном столбе, символ мужчины. Католичество - маленький алтарь с девой Марией и распятием, расположенный обычно на возвышении, на холме или специальной постройке.

http://community.livejournal.com/myphototravel/650631.html

Кросспост в теме о католицизме.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-07-2009 05:27
Как видим, на волхве уже знакомый нам нагрудник.
"Ну и что?" спросит читатель. А то, объясню я, что картина эта была написана в самом начале ХХ века и отражает многие модные тогда представления, в частности, усиленно раскручивавшийся русофобом Аничковым и ему подобными миф о том, что волхвы, возглавлявшие выступления против христиан были финно-угры, "чудь". Обратите внимание на физиономии "волхва" и ближних к нему людей, на маленькие глаза, исчезающие под надбровьями, на торчащие скулы, вздернутые короткие носы.
А вот с атрибутами финского язычества было туговато - и само оно в европейской России было неживописным, да и изучено было плохо, иначе не пришло в голову тогдашним ученым мужам навязывать финнам вовсе неведомых им славянских Богов вроде Велеса или Мокоши. Поэтому художник, недолго думая взял, да и налепил на кудесника... шаманский нагрудник из Сибири.
Вроде вот этого

И вот с тех пор и переходит с рисунка на рисунок, изображающий наставников, мудрецов и богослужителей Руси, мохнатый слюнявчик из арсенала дикарских колдунов из Сибири...
Очень хотелось бы, чтобы картины, ссылки на которые приведены в начале поста, были последними из таких рисунков.

http://smelding.livejournal.com/224941.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 23-01-2010 14:52
Сотни друидов и язычников собрались у Стоунхэнджа в Англии, чтобы отметить день зимнего солнцестояния, 22 декабря.
http://www.etoday.ru/2009/12/druidi-otmetili-den--zimnego-s.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-05-2010 05:15
И переживание этого, нижнего мира вызывает в нас именно такие хтонические образы, которые возвращают нас именно к такой форме сознания, которая нынче свойственна скажем крокодилам. Эти твари - часть каждого человека, без них мы не могли бы существовать. Ведь на физическом уровне это наш позвоночник, спинной мозг и отчасти репродуктивная система.

Прикоснуться к своему крокодилу легко - потрогайте позвонки. А как напрягается именно эта спина-рептилия при какой-то опасности, при физической угрозе. Это часть нашего бытия, это плотность одного из нижних миров прямо в нашем физическом носителе.

Это важно осознать - само тело человеческое проявляет как более плотные, нижние миры, так и наоборот - более разряжённые, верхние уровни.

Именно поэтому в структуре народной, природной веры не подавляется и не табуируется связь человека с нижними мирами. Никто не объявляет из злыми, адскими и т.д. Ведь это всё равно, что проклясть собственный позвоночник.

Другое дело, что с этими уровнями нужно уметь работать, а потому, в годовом круге есть времена обращения к нави, к мирам подземным, где есть и предки и змеи разные... Есть и внятные инструкции в сказках, есть множество обрядов, которые сохраняют это знание до сих пор.

Акад. Рыбаков указывал, что дольше всего самый архаический обряд сохраняется в детских играх, страшилках, историях. Эта та иррациональная зона, где маленькие люди ещё сохраняют сакральное знание, хоть и в искажённом, упрощённом виде.

Когда-то, более пяти тысяч лет назад, к примеру, на территории современной Беларусии существовали десятки капищ, если не сотни болотных городищ - ритуальных мест, капищ, часто на несколько тысяч человек, где проводились обряды связующие людей с мирами нави, с образами хтонических божеств. Прежде всего это образ ящера

... на озерном севере образ ящера част и устойчив. В
какой-то мере его долгое бытование здесь может быть связано с
финно-угорской средой, сохранившей больше архаичных черт. Ящер как
фундамент земного мира широко представлен на так называемых
шаманских бляшках северо-восточного угла Европы .

Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в
северном регионе. В составе новгородских раскопочных древностей X --
XI вв. многократно встречены ручки деревянных ковшей, представляющие
собой тщательно обработанное скульптурное изображение ящера .
<...>У ящеров крупная
морда с огромной пастью и четко выделенными зубами. На шее ящеров в
той или иной форме обозначена идеограмма воды: это или круговая
зигзаговая линия, или каплеобразные ряды, или сложная орнаментальная
плетенка.
<...>

Интересен пример с новгородской иконой из церкви Петра и Павла в Кожевниках,
где мир представлен в виде коробового свода, и на шитую икону 1593 г. 78,
где так же мир в процессе его творения ("Троица с бытием") показан
в виде свода.
Здесь главное внимание обращено не на солнце и луну,
а на верхние, небесные запасы дождевой воды, на "хляби небесные",
находящиеся над землей, выше "тверди небесной". Солнце и луна
движутся под твердью.. Крупные детали вщижской конструкции не
нарушали церковного благочестия: арки небосвода, солнечные круги с
восковыми свечами около них, птицы и растительные крины -- все это
было вполне дозволено в церковном искусстве.

Но мастер Константин внес в свою композицию целый ряд чисто
языческих деталей, раскрывающих перед нами не столько понимание
картины мира христианскими космографами, сколько древнее, идущее из
глубин веков, представление о мире, в котором центральной фигурой
был архаичный ящер, распоряжающийся ходом самого солнца.

А вот, куда более знакомая нам с детства история в изложении Чуковского о том, как

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
"Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал -
Заблудился и пропал.

А белобоки - белобоги, где крокодил опять же одна из ипостасей чёрнобога - образы идут из такой архаики, что именно сознание ребёнка без труда различает смыслы путешествий по мирам, которые для взрослого давно просто сказки...

Исследователи, конечно, приводят множество примеров мерцания древних обрядов.

Ещё в начале XX в. этнографами описывается широко распространенная по всей
России детская хороводная игра, состоявшая в том, что мальчика
сажали посреди круга и он должен был выбирать себе из числа девочек
"невесту". Хоровод двигался вокруг водящего и пел, прихлопывая в
ладоши:

Сиди-сиди, Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи, Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок, пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?

Загадочно было то, что во всех губерниях России центральная
фигура игры именовалась "Яшей", хотя это не требовалось ни рифмой,
ни каким-нибудь ассонансом. Разгадку дало обращение к белорусским
записям середины XIX в.

Сядить Ящер Сяде Ящер под пирялущем
У золотым кресле, На ореховым кусте,
У оряховым кусте Где ореховая лусна,
Орешачки луще. -- Возьми собе девку,
-- Жанитися хочу, Котораю хочешь...
-- Возьми собе панну,
Котораю хочешь,
Котораю любишь...

На месте непонятного Яши оказался архаичный Ящер, хозяин
подводно-подземного мира. Игра, изображающая выбор невесты Ящером,
может являться трансформацией древнего обряда принесения девушек в
жертву дракону-ящеру. Отголоском таких жертвоприношений является
поверье, что водяные женятся на утопленницах.
Признаки культа ящера-"крокодила" особенно заметны в
Новгороде, где их можно проследить до X в. н.э., но истинную
хронологическую глубину этого бесспорно архаичного культа мы
определить не можем. Удалось лишь уловить момент окончательного
забвения старого содержания: на рубеже XIX и XX столетий Ящер
заменился Яшей." (Рыбаков)

http://borovik.livejournal.com/256631.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-06-2010 06:52
Потом меня повезли смотреть языческую святыню - Синь-Камень. Мне повезло дважды: оказывается камень синий только после дождя, а дождь лил не переставая, и еще: из-за плохой погоды около камня никого не было. Обычно там толпа медитирующих, и к камню не протолкнуться. А тут я была одна.

Цитата:
Сейчас в небольшом Переславле, население которого составляет несколько десятков тысяч человек, четыре действующих православных монастыря — два мужских и два женских; практически, во всех храмах идут православные богослужения.
И при этом здесь до сих пор встречаются проявления язычества, самое настоящее поклонение идолам. Один из самых древних и самый известный среди последних — огромный Синь-камень, легенды о котором слагают уже много веков. И это неспроста. Глыба окружена легендами и загадками, на которые пока еще нет ответа.
Округлая, похожая на дремлющего кита с серебристо-синим отливом, она, кажется, излучает тепло и свет. Зимой, когда берег Плещеева озера покрывается снегом, Синь-камень остается свободным от белого покрова: едва прикоснувшись к нему, снежинки тают.
Камень и его подножие усыпаны мелкими монетами, конфетами, цветами. А на ветках кустов около него развешаны разноцветные ленточки и платки. Это — дары современных язычников. Камень редко остается в одиночестве, здесь всегда люди, многие ходят сюда «набираться силы и здоровья».

http://kirulya.livejournal.com/2487629.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-09-2010 00:46
Хлебная Куколка
Одним из самых важных элементов ритуала Осеннего Равноденствия всегда была Хлебная Матушка – Мать Зерна - символическое изображение Богини, сделанное из последнего сжатого снопа. В сущности, сам по себе сноп, туго подпоясанный соломенным жгутом, уже похож на обобщенную фигуру в длинном сарафане-юбке, с большой головой – комлем. Первый и Последний снопы жатвы имели особое значение. Их торжественно вносили в дом, украшали, берегли до будущего урожая. Первый сноп – «мужчина» - сразу обмолачивался, и из его зерна пекли первый каравай нового урожая. Последний сноп – «женщина» или «старуха», или как ее называют в Британии «Кайлех» - напротив, оставался с колосьями, зерно с него добавлялось по весне к посевным запасам. Отсюда же пошли и традиции вязать из соломы парные куколки – парня и девушки, или их символы – «урожайные узлы». Причем женский узел оставался с колосками, а мужской плелся из одной соломы.

http://vasily-sergeev.livejournal.com/1697734.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-02-2011 03:56
Древняя племенная религия карел мало изучалась российскими историками. Между тем по этому вопросу сохранилось немало материалов в памятниках фольклора, археологии, этнографии и в небольшом количестве в письменных источниках.

Карельская племенная религия сложилась в условиях первобытнообщинного строя и без помех развивалась до XIII—XIV вв., т. е. до начала проникновения христианства. Многие пережитки карельских первобытных верований сохранялись в глухих лесах северной Карелии на протяжении столетий средневековья и почти дожили до наших дней. В настоящей статье мы затронем одну сторону древней карельской племенной религии — заупокойный культ. Изучение этого культа дает интересные материалы для освещения некоторых явлений, общих для религии многих финно-угорских народов. Для нашей цели мы привлекли данные археологии, этнографии и частично фольклора. Прежде всего мы использовали результаты произведенных в конце XIX в. финскими археологами Швиндтом и Гейкелем раскопок нескольких могильников периода распада первобытно-общинного строя в Карелии.(1)

Раскопанные Швиндтом и Гейкелем могильники не имели заметных внешних признаков — курганов или каменных насыпей;(2) над могилой на поверхности земли устраивалась лишь небольшая вымостка из камней.(3) Господствующим обрядом погребения было трупоположение. Могильная яма имела глубину всего 0.5—0.6 м;(4) в яму ставился четырехугольный деревянный сруб.(5) Покойника хоронили в праздничном наряде, вместе с некоторыми принадлежавшими ему вещами.(6)

Скелеты в погребениях найдены в вытянутом положении, головой к северу и ногами на юг. Таким образом лицо покойника было обращено в сторону юга, в сторону света, дня, солнца.(7) Интересно, что по наблюдению Швиндта и сами могильники были расположены обычно на песчаных всхолмлениях, имеющих наклон в сторону юга.(8) В карельских могильниках было обнаружено несколько совместных захоронений. Так, в могильнике Ховинсаари найдены два совместных захоронения мужчины и женщины (мужа и жены).(9) Попытаемся выяснить, какие представления были связаны с отдельными чертами карельского погребального обряда.

http://community.livejournal.com/ru_middle_ages/289221.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-03-2011 02:08
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТА КАМНЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОГО, ИВАНОВСКОГО
И КОСТРОМСКОГО ПОВОЛЖЬЯ

Среди исследователей, обративших, в разное время, свое внимание на проблему изучения культовых камней (Далее — к.к. С.Ч.), сложилось устойчивое мнение, что частота встречаемости таких памятников имеет устойчивую динамику к снижению при движении от Балтийского моря к Востоку европейской части континента.

Предпринятые учеными попытки ведения статистики сакральных валунов дают следующую картину. В Эстонии к концу 80-х гг. 20 в. насчитывалось около 1100 культовых камней. В республике Беларусь на момент 1998 г. известно было более 300 культовых валунов. В настоящее время там описано уже более 500 объектов

http://community.livejournal.com/ru_history/2898977.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-05-2011 03:42
Конфликт умного человека с обществом имеет древнюю сакральную подоплёку.
Арабский путешественник начала Х в. Ибн Фадлан обнаружил у волжских булгар странный обычай - принесение в жертву Богу наиболее выдающихся из людей:
"Если они увидят человека, обладающего подвижностью и знанием вещей, они говорят: "Этот более всего достоин служить нашему
господу". Итак, они берут его, кладут ему на шею веревку и вешают его на дерево, пока он не распадется на куски".
Богу - лучшее, это понятно. Но, возможно, булгарское общество решало таким образом и собственные "человеческие, слишком человеческие" проблемы. Комментируя этот отрывок, известный турецкий востоковед Зеки Валиди Тоган пишет:
"Нет ничего загадочного в жестоком обращении булгар с людьми выдающегося ума. Оно опиралось на простое и трезвое желание среднего человека вести нормальную жизнь, избегать любого риска или приключения, в которые его мог бы втравить "гений"".
Он делает вывод, что жертву "надо воспринимать не просто как знающего человека, а как непокорного гения, нестерпимого умника". Получается, что этот обычай служит средством общественной защиты от перемен, наказанием нонконформистов и потенциальным новаторам. http://lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt
У русов дела обстояли схожим образом. По свидетельству Ибн Русте, жрецы, волхвы русов ("знахари") могли любому надеть на шею веревку и повесить на дереве в качестве мольбы о божьей милости. Сделав так, они говорили: "Это подношение Богу"".
Перспективы общества, которое убивает самых умных своих членов, думаю, понятны всякому. Поэтому не будет преувеличением сказать, что принятие христианства (а в случае с булгарами, ислама) открыло племенам древней Руси дверь в будущее.

http://medievalrus.livejournal.com/146022.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / религия / Язычество, культовые места и др.

KXK.RU