Иудаизм - ссылки по теме

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / религия / Иудаизм - ссылки по теме

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 21-05-2005 04:41
Иудаизм http://www.meat.ru/religion/default1.asp?R_id=2

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 26-01-2006 17:47
История, мифология и религия предков древних евреев http://berkovich-zametki.com/2005/Starina/Nomer12/Zilberman1.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-07-2006 03:59
Магендавид (щит Давида) - знак в виде шестиконечной звезды, состоящей из двух одинаковых равносторонних треугольников, - является одним из наиболее известных символов иудаизма. Его можно увидеть на зданиях синагог, предметах религиозного культа (парохесах, сидурах, кеарах и др.), еврейских надгробиях. В наше время магендавид стал одним из символов Государства Израиль, он изображен на его флаге.
К сожалению, о смысле символики магендавида многие сегодня практически ничего не знают и поэтому принимают всерьез самые нелепые выдумки, подчас восходящие к антисемитским кругам. Каковы же происхождение и смысл магендавида?

Гексаграмма (знак, состоящий из шести прямых линий) издревле употреблялась разными народами в качестве элемента орнамента. Дело в том, что по причинам чисто математического характера покрыть плоскость одинаковыми многоугольниками можно лишь в том случае, если они имеют по три, четыре или шесть сторон (т.е. - треугольниками, квадратами и шестиугольниками). Любой мыслимый орнамент может быть лишь вариацией и усложнением этих первоначальных форм. Первым и естественным усложнением шестиугольника и является шестиконечная звезда, поэтому она встречается в декоративном искусстве с древнейших времен.

Известны, например, ее изображения в домах древних римлян, в мусульманском искусстве (а мусульмане ведь - искусные мастера орнамента), в начале XIV века ее чеканили на монетах и печатях Золотой Орды. Один из самых знаменитых архитектурных памятников Возрождения - францисканская церковь св. Креста (Санта Кроче) во Флоренции, выстроенная в ХIII веке, имеет в качестве главного украшения шестиконечную звезду на фасаде. Ее можно видеть на средневековых соборах в Бранденбурге и Ганновере. Не раз встречается она в старинных гербах русских городов (Харькова, Новгород-Северского, Городни и др.).

Таких примеров можно привести множество. Из этого ясно, что в то время (вплоть до XVIII века, когда составлялись гербы русских городов) она не была специфически еврейским символом. Но и в более позднее время шестиконечная звезда применялась в нееврейской символике: в XIX веке ее можно было увидеть на флаге австралийского штата Виктория, причем здесь она явно изображает обычную небесную звезду, а уже в XX веке она была изображена на флаге повстанческой Республики Риф, провозглашенной в 1921 году восставшими против колонизаторов марокканцами.

Встречается этот символ (я намеренно пока не называю его "магендавидом") и в синагогах средневековья. Очевидно, и здесь это - не больше, чем элемент орнамента. Это тем более очевидно, что, например, в знаменитой синагоге в Капернауме рядом с гексаграммой изображены и пентаграмма, и свастика.

Шестиугольная звезда становилась частым элементом орнамента еще и потому, что эту и только эту форму (с многочисленными усложнениями) по чисто природным причинам имеют снежинки. Так, в России шестиконечная звезда-снежинка применялась как украшение при святочных обрядах, причем такое применение никак не было религиозно регламентировано: просто в поисках символа для зимнего обряда внимание человека естественно обращалось к форме снежинок.
Уже в первые века нашей эры гексаграмма использовалась и в качестве магического знака. Остановимся на этом подробнее.

Согласно учению средневековых христианских алхимиков все существующее состоит из четырех первоэлементов (стихий): земли, воды, воздуха и огня. Причем эти элементы алхимики разделяли на две категории: легкие, светлые (огонь и воздух) и тяжелые, темные (земля и вода). В каждом реальном предмете или веществе эти стихии соединены попарно. Нетрудно убедиться (вычислением или простым перебором), что комбинаций из четырех элементов по два может быть только шесть. Эти шесть комбинаций вписывались в круг.

А окружность по мнению средневековых мистиков - это самая совершенная фигура: только она при любом повороте совпадает сама с собой (поэтому, кстати, орбиты небесных тел мыслились не иначе как круговыми - этого не преодолел даже Коперник). Эти шесть точек, будучи соединены, и давали гексаграмму. Таким образом, гексаграмма - это символ мира, всего его богатства качеств. Легко видеть, что образующиеся пары стихий различны: в четырех из них легкий, светлый элемент соединен с тяжелым, темным, в одном соединены два светлых, и в одном - два темных. Последние символизировали абсолютное добро и абсолютное зло мира, поэтому они изображались: один в верхней вершине гексаграммы, а второй - в нижней. "Легкие" и "тяжелые" стихии в гексаграмме представлены поровну: по шесть.

Математическая символика была очень важна для средневекового человека и исследовалась им во всех подробностях. Алхимики обращали внимание на тот факт, что шестиконечная звезда - единственная из правильных (т.е. имеющих равные стороны) звезд, с суммой углов в 360 градусов, что совпадает с кругом, из чего следовал вывод, что она также символизирует весь мир. Более того - она состоит из двух треугольников, в каждом из которых преобладают либо светлые, либо темные элементы, а сумма углов треугольника равна 180 градусам, т.е. треугольник оказывался символом либо добра, либо зла, а гексаграмма, их объединение, - символом мира, где господствует гармония. Алхимики замечали, что из всех возможных звезд только в гексаграмме все составляющие ее отрезки равны между собой (так как она состоит из одинаковых равносторонних треугольников). Иными словами, гексаграмма для них была символом совершенства Божьего творения, знаком нашего восхищения мудростью Творца. Именно поэтому она стала магическим знаком, часто изображавшимся на амулетах.

Если из гексаграммы удалить одну из вершин (либо нижнюю, либо верхнюю), а оставшиеся точки соединить, то образуется пентаграмма - пятиконечная звезда с вершиной соответственно вверх или вниз. В пентаграмме гармония нарушена, стихии какого-либо одного вида в ней преобладают: в пентаграмме с вершиной вверх - светлые, в пентаграмме с вершиной вниз - темные, то есть каждая из них символизирует мир, в котором победило одно из начал: либо доброе, либо злое. Сумма углов пентаграммы равна 180 градусам, то есть она аналогична одному из треугольников, составляющих гексаграмму - либо доброму, либо злому.

Мистики также замечали, что пентаграмма в отличие от гексаграммы едина, не может быть разложена на две фигуры; по их мнению, это символизировало то обстоятельство, что мир, где торжествует один из полюсов, более устойчив. Более того, все возможные правильные звезды кроме пяти- и шестиконечной могут быть изображены в нескольких вариантах - это было основанием для вывода, что именно эти два знака изображают действительное состояние мира.

До сих пор в гербах многих стран изображается пентаграмма вершиной вверх - символ победы добра и правды. Пентаграмма же вершиной вниз в геральдике не употребляется (как курьез отметим, что на советском ордене "Красное Знамя" пятиконечная звезда изображена именно вершиной вниз: художнику было необходимо изобразить пятиконечную звезду, прикрытую сверху знаменем, но тогда оно закрывало три верхних луча звезды, т.е. скрывало ее почти полностью; и художник перевернул звезду - тогда знамя прикрывало только два луча; вот к чему приводит незнание традиций!).

Особо надо отметить, что эти геометрические толкования присущи только христианским, но вовсе не еврейским авторам.


Пентаграмма в античной цивилизации была также символом красоты мира. Ее самопересечения делят составляющие ее отрезки в отношении "золотого сечения" (1:0,618...), которое античные теоретики считали основой красоты пропорций в природе. Поэтому уже в античности пентаграмма применялась в качестве знака, охраняющего от злой силы.

Эти представления нашли отражение в популярных произведениях литературы. Так, в "Фаусте" Гете неправильно начертанная пентаграмма позволила Мефистофелю войти к магу. В стихотворении Максимилиана Волошина "Предвестия" персонаж, пытающийся предугадать будущее, "чертит круги и строит пентаграммы", то есть занимается астрологией и вычерчивает по меньшей мере две пентаграммы: добрую и злую. Таких примеров можно привести немало.

В средние века оба знака назывались то "звездой Давида", то "звездой Соломона". Весьма популярна легенда, по которой царь Соломон считался великим магом, повелителем духов. Согласно этой легенде, он обладал кольцом (перстнем), которое давало ему власть над духами, позволяло понимать язык животных (не случайно знаменитый современный биолог Конрад Лоренц назвал свою известную книгу "Кольцо царя Соломона", подчеркивая свое умение общаться с животными). На кольце была таинственная надпись (или знак), дававшая его владельцу магическую силу.

Представление о мифическом "щите Давида" возникло в эпоху гаонов. Считалось, что на нем было выбито сокровенное 72-буквенное имя Божье, что давало его обладателю победы во всех сражениях. Этот щит, гласит легенда, передавался в поколениях и так дошел до Иегуды Маккаби. Эта легенда в обыденном сознании соединилась с давним магическим смыслом гексаграммы, отсюда и пошли многочисленные еврейские амулеты с именами Бога, часто сопровождавшиеся изображением гексаграммы или пентаграммы. В "Сефер ха-гвул", каббалистическом сочинении XIV века, гексаграмма уже называется "магендавидом". Еще ранее (в середине XII века) "знак магендавида" упоминается у караимского автора Иегуды Гадасси, хотя не вполне ясно, о каком именно знаке у него идет речь.

В XV веке знаменитый испанский раввин Ицхак Арама (автор популярного труда "Акеда Ицхак") утверждал, что на щите Давида был выгравирован 67-ой псалом в форме меноры. На некоторое время даже распространился обычай писать этот псалом именно в таком виде, появилось это изображение и на еврейских амулетах.

Представление о магической силе гексаграммы и пентаграммы было общим для многих народов - для евреев в том числе. Но это представление находилось на периферии сознания, не более. Шестиконечная звезда, вопреки утверждениям несведущих авторов, отсутствует в основополагающем труде Каббалы - "Зогаре". Эти утверждения доказывают лишь то, что эти авторы никогда не читали "Зогар". Столь же ошибочно утверждение, будто великий каббалист Исаак Лурия (XVI век) способствовал популяризации шестиконечной звезды тем, что предлагал располагать в этой форме предметы пасхального седера на кеаре. Согласно Исааку Лурия, шесть кушаний седера соответствуют шести "сефирот", которые в традиционном "каббалистическом дереве" изображались в виде двух треугольников один над другим. Понятно, что пересечься и образовать "звезду" они никак не могут.


В конце концов название "звезда Давида" закрепилось за гексаграммой, а "звезда Соломона" - за пентаграммой. Это соответствовало внутренней логике образов: как Соломон - сын Давида, так пентаграмма происходит из гексаграммы; если Давид - это совершенный царь, то Соломон - символ великолепия и власти над миром.

В 1354 году германский император Карл IV даровал еврейской общине Праги право иметь свой флаг: красное полотнище с изображением и гексаграммы, и пентаграммы. Известно, что венгерские евреи встречали короля Матиаша (начало XVII века) с флагом, имевшим две пентаграммы и две гексаграммы. В XV-XVI веках гексаграмма используется в качестве типографского знака на книгах, изданных семьей Фоа в Чехии, Италии и Нидерландах. До самого конца XVIII века гексаграмма практически не встречается на еврейских надгробиях (единственное исключение - могила в Бордо, относящаяся к началу XVIII века, единичность этого надгробия заставляет нас говорить лишь об орнаменте). Характерно также, что отличительный знак, который средневековые власти вводили для евреев, никогда не имел формы шестиконечной звезды. Из этих фактов явствует, что гексаграмма еще не мыслилась символом иудаизма.

В конце XVIII века магендавид уже нередко встречается в трудах каббалистов, особенно - в кругах, близких к саббатианству. Хорошо известна шумная история с талисманами Ионатана Эйбешюца, одного из крупнейших талмудистов того времени. Он раздавал людям амулеты с изображением шестиконечной звезды и надписями, в которых современники усмотрели тайное саббатианство. Эйбешюц отрицал это, утверждая, что амулеты были чисто магическими. Эпизод этот до сих пор вызывает споры, но независимо от их исхода ясно, что евреи XVIII века не считали шестиконечную звезду символом иудаизма. Известно, что из кругов, близких к саббатианству, часто выходили люди, стремившиеся к обновлению иудаизма. Именно они и определили дальнейшую судьбу магендавида.

В начале XIX века европейские евреи начинают осознавать себя нацией, подобной другим нациям, а потому появляется потребность в простом и легко узнаваемом религиозном символе, наподобие христианского креста. В это время и происходит распространение магендавида. Он теперь мыслится как знак династии Давида, иначе говоря - знак Мессии, знак будущего освобождения от галута, изгнания.

Вначале магендавид становится популярным в Западной Европе, а затем - и Восточной. Распространяется обычай изображать его на кеарах (до того на кеарах изображались знаки Зодиака или символы двенадцати колен). Его можно увидеть в синагогах, на печатях общин и светских еврейских организаций. В 1822 году при получении Ротшильдами дворянского титула магендавид вошел в их фамильный герб. Несколько позже Генрих Гейне ставит магендавид вместо подписи под статьями.

В XIX веке магендавид уже часто используется в антисемитских карикатурах. Распространяется нелепая выдумка, что евреи заимствовали его от тамплиеров, к которым новейшая мифология возводила и масонов. В масонской символике и в самом деле встречается шестиконечная звезда, что вполне естественно: масоны многое позаимствовали из магических учений средневековья. След этого мы видим в государственной символике США, многие основатели которых были масонами: на флаге и на гербе США штаты, объединившиеся в союз, символизируются пятиконечными звездами, причем на гербе тринадцать таких звезд (число первоначальных штатов) расположены в форме шестиконечной звезды. Выдумка об общности еврейской и масонской символики - неотъемлемый элемент антисемитских бредней о "мировом заговоре евреев и масонов". Но не будем задерживаться на глупостях.

С возникновением сионизма магендавид естественно стал его символом - ведь Давид был основателем еврейского государства, создание которого было целью сионизма. Магендавид был изображен и на флаге подмандатной Палестины (сегодня уже немногие помнят, что этот флаг имел верхнюю половину - голубую, а нижнюю - белую, с соответственно бело-голубым магендавидом в центре полотнища). Таким образом, этот флаг свидетельствовал, что целью мандатного управления является создание еврейского государства. В 1930 году группа энтузиастов-медиков создала "Магендавид адом" ("Красный Магендавид") - организацию, аналогичную Красному Кресту и Красному Полумесяцу.

С возникновением Государства Израиль магендавид вместе с талитом и менорой стал его символом. В этом проявилась не только историческая преемственность. Чем стала шестиконечная звезда в годы нацистского режима - напоминать не стоит... Принятие ее в качестве государственного символа всего через три года после войны, в стране, где значительную часть населения составляли те самые люди, которые недавно должны были носить магендавид как знак позора и унижения, - такое решение было свидетельством того, что еврейский народ принимает свою историю такой, как она есть, не закрывая на нее глаза, не мифологизируя ее. Магендавид оказался знаком исторической правоты, знаком победы добра над злом, безоружного Давида над наглым Голиафом.

В ХХ веке магендавид стал предметом нового осмысления. Замечательный еврейский философ Франц Розенцвейг в 1921 году выпустил книгу "Звезда избавления", где использовал магендавид для иллюстрации своих идей (несколько ранее подобные идеи о символике креста высказывал известный русский философ Е. Трубецкой, однако его идеи весьма уступают идеям Розенцвейга по глубине и красоте). Согласно иудейской традиции история имеет три узловых события: Сотворение, Откровение и Избавление, причем Избавление возвратит грешный мир к его нормальному состоянию.

Розенцвейг, обращая внимание на это возвращение, предлагает изобразить историю не в виде прямой, а в виде замкнутой фигуры, треугольника, причем события или явления предшествующие он располагает графически выше последующих. Таким образом, Сотворение и Откровение оказываются расположенными рядом, на одной линии, подчеркивая, что и то, и другое являются основаниями истории, которая находит свое разрешение в Избавлении. Это можно назвать ЕВРЕЙСКОЙ ТРИАДОЙ. От нее неотделима ТРИАДА УНИВЕРСАЛЬНАЯ: Бог, Мироздание и Человек. Бог создает Мироздание, часть которого - Человек - познает Бога. Магендавид для Розенцвейга символизирует соединение двух путей: еврейского и общечеловеческого. Наложив одну триаду на другую, мы увидим соотношение всех этих категорий: Бог проявляет свое бытие в двух главных актах, которые и являются важнейшими моментами истории мира - Сотворении и Откровении.

Далее - в Сотворении осуществляется связь Бога и Мироздания, как в Откровении - связь Бога и Человека, а в Избавлении - примирение Человека и Мироздания. Если Мироздание исходит из Сотворения и стремится к Избавлению, то Человек исходит из Откровения и стремится к тому же самому. Цель бытия, по Розенцвейгу, только одна, и нет противоречия между движением природы и стремлениями человека. И еще одна важнейшая мысль: цель еврейской истории - не только внутренне-еврейская, но и общечеловеческая: приведение мира в нормальное состояние, такое, в каком он был при его сотворении. Залогом того, что это возможно, является Суббота, соблюдая которую, евреи провозглашают эту возможность перед всем миром. Для Розенцвейга еврейская история - это экзистенциальная суть бытия.

Такова история магендавида - от случайного орнаментального рисунка до символа важнейших понятий истории.

http://community.livejournal.com/ru_symbol/23793.html

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 64
Добавлено: 24-08-2006 15:37
Немного о иудаизме:
Иудаизм (от др. евр. яхудут - жители древней Иудеи). Национальная религия евреев. Характерной чертой иудаизма, отличающего его от национальных религий других народов, является монотеизм - вера в Единого Бога. На основе иудаизма зародились две мировые религии: христианство и ислам.

"Монотеизм – больше, чем просто вера, это мировоззрение, миропонимание. Будучи монотеистами, евреи рассматривают людей, деревья, цветы, горные массивы – всю природу – как творение единого Б-га. Это убеждение преобразует любое зрительное, слуховое и иное ощущение во встречу с Б-гом. Монотеизм выявляет всепроникающее единство жизни"

Представления древних евреев о Едином Боге складывались в течение длительного исторического периода (ХIХ - II вв. до н. э.), получившего название библейского и включавшего в себя эпоху патриархов (праотцов) еврейского народа. Как повествует предание, самым первым иудеем был патриарх Авраам, который заключил с Богом священный союз - "завет" (брит). Авраам дал обещание, что он и его потомки будут хранить верность Богу и в доказательство этому исполнять заповеди (мицвот) - нормы поведения, которые отличают человека, почитающего истинного Бога. За это Бог обещал Аврааму оберегать и умножить его потомство, из которого произойдет целый народ. Этот народ получит от Бога во владение Израиль - землю, на которой он создаст собственное государство. Потомки Авраама образовали союз 12 колен (родоплеменных групп), связанных кровным родством, которые происходили от 12 сыновей Иакова (Израиля), сына Исаака и внука Авраама: Рувима, Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Завулона, Гада, Асира, Иосифа, Вениамина, Дана и Неффалима.

В ХI в. до н. э. евреи создают государство Израиль, столицей которого становится город Иерусалим (Ерушалаим). В 958 г. до н. э. царь Соломон возводит в Иерусалиме на горе Сион Храм в честь Единого Бога, куда был помещен "Ковчег Завета". В истории иудаизма начался новый, храмовый период, который длился около 1500 лет. В этот период Иерусалимский Храм становится главным духовным центром иудаизма и единственным местом, где совершались культовые обряды.

Исключительным правом совершать храмовые богослужения, главнейшим элементом которых были жертвоприношения, обладали аарониды - потомки Аарона, брата Моисея, которые образовывали высшую категорию священства - коганим (жрецов). Им прислуживали левиим (левиты) - выходцы из рода Левия. Служители Иерусалимского храма составляли особую категорию иудейского общества. Их потомки и до сих пор выполняют особые обрядовые функции и соблюдают дополнительные запреты: например, коганим не должны находиться под одной крышей с мёртвым телом, жениться на вдове или разведённой и т. д.

В этот же период завершается написание Танаха - Священного Писния иудаизма (христианская традиция полностью включила Танах в раздел Библии, называемый Ветхий Завет).

Период истории иудаизма со II в. до н. э. по VI в. н. э. получил название талмудического. Он характеризуется обстоятельной систематизацией и ритуализацией иудейского культа, который из храмового священнодействия превратился в систему многочисленных предписаний, зачастую скрупулезных и мелочных - вплоть до деталей внешнего облика, прически и одежды, - которыми праведный иудей должен был руководствоваться в своей повседневной жизни.

В начале III в. составляется свод правил и устных преданий - Мишна (Толкование), или Шас (Шесть порядков), к которому в III -V вв. были добавлены комментарии к священным текстам - Гемара. Мишна и Гемарасоставляют Талмуд - вторую священную книгу иудаизма. Талмуд имеет две редакции, получившие название "Иерусалимский" и "Вавилонский" Талмуд.

В начале VIII в. иудаизм распространился среди части тюркских племен, входивших в Хазарский каганат. Их потомки - караимы, образовали отдельную ветвь иудаизма. Особенность иудаизма караимов заключается в том, что он признает только книги Танаха и отвергает Талмуд.

В XII в. выдающийся еврейский мыслитель и раввин Моисей Маймонид, или Рамбам (1135 - 1204), систематизировал основную догматику иудаизма и изложил ее в обширном трактате "Мишне Тора" ("Толкование Торы"), ставшим энциклопедическим руководством к Торе и Талмуду. В XVI в. раввин Йосеф Каро (1488-1575) завершил систематизацию предписаний Талмуда. Составленный им кодекс "Шулхан Арух" ("Накрытый стол") стал практическим руководством по талмудическому праву, принятым ортодоксальным иудаизмом
Особенностью учения иудаизма является то, что в его основе лежат две противоречивых идеи: национального избранничества и универсализма. Именно учение о богоизбранности еврейского народа стало основным препятствием для распространения иудаизма среди других народов, этнически не связанных с евреями, хотя принятия иудаизма отдельными людьми, этническими группами и даже целыми народами имели место в истории

Среди мицвот особо выделяются так называемые Десять Заповедей (греч. Декалог), содержащие универсальные этические нормы человеческого поведения: единобожие, запрет на изображение Бога, на произнесение Его имени всуе (напрасно), соблюдение святости дня отдыха в седьмой день (субботу), почитание родителей, запрет убийства, прелюбодеяния, воровства, лжесвидетельства и корыстного вожделения. Отклонение от выполнения заповедей - как следствие действия принципа свободы воли, рассматривается как грех, который влечет за собой воздаяние не только в потусторонней, но уже и в земной жизни. Таким образом, этическая и социальная справедливость, заключённая в заповедях, становится центральным положением всей догматики иудаизма.

Идеи о бессмертии души, о загробной жизни и грядущеем воскресении мертвых в Торе непосредственно не отражены и имеют в иудаизме более позднее происхождение.

Еженедельным праздничным днем является Шаббат (Суббота) - день отдыха, наступление которого отмечается зажжением свечей, особым благословением и праздничной трапезой после восхождения первых трёх звёзд каждую пятницу вечером. В Субботу возбраняется всякая работа (в том числе зажигание огня), передвижение транспортными средствами и другие нарушения покоя. Субботу принято посвящать молитвам и чтению Торы.

Иудеем считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

В настоящее время последователи иудаизма расселены по всему миру и по своей этнической принадлежности почти все они являются евреями. По разным статистическим данным общее количество евреев в мире колеблется от 13 до 14 млн. человек; из них 4,6 млн. человек проживают в Израиле и более 1 млн. человек на территории бывшего СССР. Организованные общины последователей иудаизма существуют в более чем 80 странах мира. Миссионерство среди нееврейского населения в иудаизме не практикуется, но вступление иноверцев в иудейскую общину допускается, хотя и достаточно затруднено. Принимающие иудаизм неевреи (герим) после прохождения обряда обращения считаются евреями им даже запрещается напоминать об их нееврейском происхождении. Кроме того, существует целый ряд этнических групп, которые исповедуют иудаизм, но в то же время осознают в той или иной степени свою отличность от евреев. Ими являются самаритяне и караимы, а также группы иудействующих в Африке (Эфиопия, Замбия, Либерия), в Индии, Китае, Бирме, США и в других странах. В России в конце ХVIII в. среди крестьян центральных губерний возникли иудействующие секты субботников и геров, немногочисленные последователи которых сохранились и до сих пор.

Полезные сайты для ознакомления с иудаизмом
http://machanaim.org/
http://www.chassidus.ru
http://www.jewish.ru

вассал
Группа: Участники
Сообщений: 64
Добавлено: 06-09-2006 19:28
Как я писал выше:
Иудеем считается каждый человек, рождённый от еврейской матери или исповедующий иудаизм в соответствии с религиозным правом.

Нееврей исповедующий иудаизм называется гер а процесс перехода в иудаизм (очень непростой)- гиюр
гиюр — это процесс, посредством которого нееврей присоединяется к еврейскому этносу, в результате все обязанности, налагаемые на каждого еврея как такового распространяются и на него лилчно- по другому: нееврей принимает еврейскую религию, и это влечет за собой его принятие в еврейскую общину.
В соответствии с этим подходом решающим фактором в процессе гиюра является личная ответственность новообращенного перед еврейской религией, то есть обязательство соблюдать заповеди Торы.
Из взгляда на гиюр как принятие еврейской религии следует, что принадлежность к еврейству проистекает из двух совершенно отдельных источников. Человек, рожденный еврейской матерью, является евреем в силу родственных отношений; нееврей, совершивший гиюр, является евреем в силу своей ответственности перед нормами религии.
Вообще же иудаизм не миссионерская религия и случаи принятия неевреями иудаизма не столь многочисленны.
Вот интересный пример:
В одно прекрасное утро молодой и подающий надежды пресвитер лютеранской церкви в Финляндии собрал коллег для важного заявления. Само по себе это не вызвало удивления Обелла Брюнель был талантлив и крайне деятелен и часто выступал с инициативами, сотрясавшими церковь.

Но на этот раз коллеги были захвачены врасплох. Отец Обелла сообщил им о долго зревшем в душе решении: сложить с себя сан и искать новую веру. Точнее, он ее уже нашел и искать ему оставалось теперь только входную дверь в новый дом.

Еще до начала церковной карьеры Обелла, молодой солдат из умеренно-религиозной христианской семьи с удивлением обнаружил, не впервые читая Библию, что там о воскресном отдыхе не сказано ни слова. Зато сказано о субботе. Открытие запомнилось, но не привело к революции во взглядах. Потом Брюнель недолго поработал учителем, и 13 лет - священником. "По роду службы" да и по велению сердца, он много читал Библию и Пропасть между древними книгами еврейского канона и христианскими писаниями становилась для него все более очевидной. Пришло время выбирать. Церковь не отрицала божественное происхождение еврейских книг, а вот история появления христианства, да и легенды о его основателе совсем не согласовались с Синайским откровением.

Брюнель, не привыкший лгать ни себе, ни людям, выбрал древние книги и их народ.

И прежде, чем он пришел к евреям, Обелла собрал священников и, не впадая в многословие сказал: читайте Библию, ставьте на полях вопросительные знаки и тогда многие из вас поймут меня.

Жена, словно заранее готовая к сообщению Обеллы, призналась, что уже давно подумывает о гиюре.

Они обратились в раввинский суд и на пятом десятке лет родились заново: Обелла стал Шломо, а Рона приняла имя Рут, Семь лет назад они оставили холодную Скандинавию и построили дом в Раанане.

У них родились внуки и семья Брюнелей пустила корни в Святую землю. Что они рассказывают внукам на сон грядущий? Разные истории из Торы, а чаще всего ту, в которой Всевышний предлагает Тору всем народам земли, но соглашаются принять ее только евреи.


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-10-2006 06:46
Ketubbah. Troki, Lithuania, 1750].
Parchment 46 x 49.5 cm.
http://jnul.huji.ac.il/dl/ketubbot/html/gr088.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-10-2006 02:04
Слышала такую версию от преподавателя иудаики (не знаю источников, продаю за то, за что покупала):

Всякие греко-римляне начали в начале 1-го тысячелетия перенимать иудаизм. Но соблюдали его частично - праздники, например, им нравились, а сложные и суровые запреты нет. И иудеи решили создать для них другую религию, чтобы слово "иудаизм" не порочить, называя им его купированную версию. В новой религии были оставлены основные концепции, но из заповедей остались только те 10, которые в иудаизме были предусмотрены для иноверцев. Если это правда, то Ииусус был праведником, взявшим на себя ответственность за эту самую новую религию и переписывание Торы.
http://community.livejournal.com/religiovedenie/98514.html?thread=1008850#t1008850

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-11-2006 04:08
Это сказал один из толкователей и законоучителей иудаизма, Гиллель: "Вся Тора сводится к тому что не надо делать другим то что не хочешь что бы делали тебе". http://drugoi.livejournal.com/1890696.html?thread=49283976#t49283976

Стена Плача http://drugoi.livejournal.com/1945605.html

Гость
Добавлено: 14-01-2007 08:13
Всем привет!!!

Интересуюсь возможностью принять иудаизм. Пожалуйста, помогите ссылками по этой теме.

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 15-01-2007 00:26
Переношу соответствующие ссылки из темы о мировых религиях.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-02-2007 02:08
При разных правителях караимы пользовались одинаковыми правами с прочими евреями, платили одинаковые налоги и страдали от одних и тех же ограничений. Но при Екатерине II караимам Крыма разрешили приобретать земельную собственность и освободили их от двойной подушной подати, которую платили все евреи. В девятнадцатом веке караимские лидеры старались расположить в свою пользу влиятельных лиц в Петербурге и уверяли правительство, что они отличаются от евреев "примерной честностью, хорошим поведением и спокойным характером, приверженностью к трудолюбию и земледелию, преданностью к Высочайшему престолу и особыми услугами правительству". В результате этих хлопот караимов освободили от обязательной воинской повинности, отменили для них ограничения черты оседлости и позволили поступать на государственную службу.

Чтобы доказать полное отличие от евреев, караимский ученый Авраам Фиркович собрал большую коллекцию старинных еврейских рукописей в Крыму и на Кавказе. Многими подделками и приписками в этих рукописях, а также исправлением дат на могильных памятниках, Фиркович пытался доказать, что караимы пришли в Крым за несколько столетий до новой эры, не имеют никакого отношения к Талмуду и заслуживают иного отношения, нежели евреи-раббаниты. Этот довод он изложил правительству, и в 1863 году караимы — не разделявшие "талмудических заблуждений" евреев и отличавшиеся от них "по образу жизни" — получили равные права с прочими жителями Российской империи. С этого момента их стали именовать в документах не "евреи-караимы", а просто — "караимы".

См. информацию и ссылки по теме тут: http://community.livejournal.com/ru_history/732394.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 20-03-2007 19:35
Ни один еврейский дом не обходится без мезузы. Вне зависимости, религиозный это дом или нет, по мезузе на косяке двери узнают, что в доме живут евреи. Буквально слово "мезуза" означает "дверной косяк". В старину это был свиток пергамента из кожи кошерного (разрешенного в пищу) животного. В тексте Торы дважды говорится о заповеди нанести слово Творца "на косяки (мезузот) твоего дома и твоих ворот"
http://www.botinok.co.il/node/26704

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-06-2007 05:14
Тракай со всех сторон окружен озерами. Выходишь с автовокзала и сразу с одной стороны открывается озеро Тоторишкю, а с другой - озеро Бернардину. Идешь по главной улице Витауто, а за деревьями и домами мелькает вода. В этот раз озера оказались на редкость недружелюбными - серо-стальными, беспокойными, холодными даже на вид . Дул пронизывающий ветер, на дорогу сыпались желтые листья, а в городке пахло дымом от топящихся печек и каминов.
На маленькой Ратушной площади стоит часовня с фигурой покровителя Тракай - Яна Непомуцена.
Рядом с часовенкой, на берегу озера Бернардину, расположен небольшой скверик. В хорошую погоду там очень приятно гулять или просто сидеть на скамейке, гляда на озеро, но в этот раз в скверике было пусто и неуютно, с озера дул холодный ветер, намекающий, что нечего тут рассиживаться :) На Ратушной площади улица Витауто заканчивается и начинается улица Караиму. Караимы в Литве появились еще в 14 в., когда великий князь Витаутас после похода в Крым привез в Литву несколько сотен татарских и караимских семей. Вначале караимы поселились именно на этой улице, находящейся рядом с замком. Можно сказать, что это этнографическая улица, потому что там до сих пор сохранились деревянные дома караимов.
В 14 веке караимы служили в охране Витаутаса и до сих пор почитают его как святого. В традиционных караимских домах на улицу выходит три окна: одно посвящено Богу, второе - Витаутасу, а третье - им самим (то есть жителям дома).
Караимы по происхождению тюрки, но исповедуют иудаизм (вернее, одно из течений иудаизма). На этой же улице расположен храм караимов - кенесса.
Улица Караиму проходит вдоль озера Гальве, на котором стоит Тракайский замок. Единственный замок в Восточной Европе, расположенный на острове.

http://yasczerka.livejournal.com/12278.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-08-2007 04:13
Сутью любой религии является то или иное мистическое, трансцендентальное таинство Богообщения, то ли оформленное в виде особого ритуала, то ли не имеющее такового. Без факта Богообщения любая религия – заведомо не религия – а всего лишь идеология.

привязка к Мекке означает, что именно в этой точке происходит Богообщение. Соответственно, если эта точка ликвидируется – теряется конструкции Богообщения, и соответственно, само Богообщения, как таковое, поскольку в данном конкретном случае оно привязано к определенному месту.

Особенность религиозного сознания такова, что нельзя просто так отменить или заменить такие вещи. Нельзя объявит мечеть или синагогу местом Богообщения – и никто и никогда не пытался это сделать – как заведомую бессмыслицу. В синагоге или мечети можно помолиться, почитать писание, но нельзя осуществить таинство Богообщения. Кроме того, иудаизм был несколько глубже, чем мусульманство и таинство Богообщения сопровождалось уникальным и особым ритуалом – принесением жертвы, очищением кровью. Опять же, в особом месте, в особое время.

Исчез храм Соломона – и весь этот ритуал стал невозможен. Его невозможно провести ни в одной синагоге. Таким образом, центральное таинство иудейской религии не совершается уже почти две тысячи лет, и не будет совершаться до тех пор, пока храм Соломона не будет полностью восстановлен.

Соответственно, если ликвидировать такое место, как Мекка, то последствия для мусульман будут полностью аналогичны тем, которые вызвала ликвидация Соломонова храма по отношению к иудеям: полный распад и уничтожение религиозно-национального фундамента государственности, как следствие – распад и деградация монолитного религиозно-государственного образования на разрозненные атомарные общины, течения, направления, словом, все те изменения, которые претерпела иудейская государственность при своей трансформации в иудейскую диаспору.

И не будем забывать, что иудаизм, в свое время, был не менее, а может и более развит, чем мусульманские конгломераты эпохи расцвета. Иудейские диаспоры, сгруппированные вокруг синагог, покрывали собой всю тогдашнюю Ойкумену (начало нашей эры). В Средиземноморье и Азии - то же самое. Но даже и отдаленные регионы – такие как Африка и Индия были «обработаны» достаточно плотно. Даже самые великие мусульманские достижения все-таки несколько блекнут по сравнению с этим. И весь этот колоссальный, многонациональный, спаянный единой религией конгломерат рухнул после уничтожения всего лишь одного архитектурного сооружения - Соломонова Храма. Конечно, отдельные части этого монстра продолжали жить и адаптироваться к новым условиям (тот же хазарский каганат или эллинистические общины) но это было уже не то – это была уже деградация.

http://dmitrijpakhomov.livejournal.com/11171.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 01-09-2007 19:28
Поставив пост о церкви бенедиктинцев я задала вопрос, что обозначает древняя фреска на стенах церкви. а.с. ответил(а) сразу - замена синагоги церковью. Я далека от вопросов религии, честно скажу, меня не трогает ни церковь, ни синагога (в плане духовности, другое дело в плане архитектуры и истории), но вот этот сюжет меня действительно заинтересовал. Я много раз была в этой церквушке в Абу Гош, но никогда не обращала внимания на сюжет на фреске, пока об этом не обмолвился наш экскурсовод Игорь. Приехав домой, начала "копать" в инете, обычный ли это сюжет, есть ли где-то такое еще... Так вот, что я выяснила...

Итак, замена синагоги церковью или еще проще, ангел выгоняет синагогу (синагога в женском обичье, с поломанным копьем), и чтобы не было недоразумений - подписано.

На одном из форумов я нашла дискуссии по поводу фресок 14 века в сербском монастыре Visoki Decani. Вопрос возник по поводу фрески, изображающей распятие Иисуса и улетающих, в разные стороны от распятия, солнца и луны с "пассажирами."

Было много версий, ну например, наиболее распространенная - Ветхий и Новый заветы. Но была озвучена и другая версия, принадлежащая преподавателю Церковной археологии Александру Михайловичу Копировскому.

"Это не солнце и луна, хотя часто бывает и так. Это символы Церкви и Синагоги (соответственно, слева и справа). Церковь, объединяющая христиан - иудеев и язычников, - подходит ("подлетает") к Спасителю, а Синагога, естественно, уходит от Него. Традиция противопоставления Церкви и Синагоги - очень древняя. В европейском средневековье такая композиция - уже общее место, практически все большие готические соборы ее имеют, но более выразительная: Церковь с открытым лицом, стоит прямо, Синагога - с повязкой на глазах, согбенная и со сломанным копьем в руке (то, что мы видим в Абу Гош у бенедиктинцев).

Один из самых первых примеров - мозаики вцеркви Санта Сабина в Риме, 6-й в. (правда, там это просто две женские фронтально стоящие фигуры слева и справа от алтаря)."

А покопавшись еще немного нашла и описание этой мозаики в книге Кондакова "Иконография". Оказывается, эти оба изображения церкви. Только на первой мозаике - олицетворение Церкви, уходящей от Синагоги (и подпись снизу - "церковь по обрезанию" на латыни), а на второй - олицетворение Церкви, уходящей от Язычества ( с надписью "церковь язычников"). Получается, что господин Копировский не совсем прав, ну нет там изображения Синагоги.

Далее Копировский пишет: "Эта же композиция есть на знаменитом "Распятии с предстоящими" Дионисия (нач. 16 в.) из Третьяковской галереи. Там Церковь ангелы как бы придвигают ближе ко Христу, причем она, простирая вперед руки, принимает кровь Христа, текущую из Его пронзенного бока. А Синагогу другие ангелы буквально выталкивают направо, как бы за пределы изображения."

Тогда у меня возникает вопрос, а когда и из-за чего, собственно, произошел раскол церкви и синагоги? Вот здесь, уже есть ответ (один) на этот вопрос. Но меня мало устраивает привязывание сюда Бар-Кохбы. А может я и не права и так оно и есть?

http://www.botinok.co.il/node/35224

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 16-03-2008 17:51
Фамилии-аббревиатуры являются специфической особенностью еврейской системы собственных имен. Аббревиатуры широко использовались в еврейской среде для именования видных раввинов еще в раннем средневековье
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_...8B

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-05-2008 05:36
На площади перед синагогой в районе "Неве Рабин" в Ор-Иегуда был разведен костер из сотен книг "Нового завета". Сожжение "крамольный литературы" проходило под руководством вице-мэра Узи Аарона, ему помогали учащиеся местной религиозной школы. Об этом сегодня сообщает газета "Маарив".

По словам вице-мэра Узи Аарона, члена партии ШАС, церемония сожжения книг была ответом на действия христианских миссионеров, развернувших интенсивную деятельность среди жителей города. В частности, на прошлой неделе в районе "Неве Рабин" миссионеры раздали сотни книг "Нового завета". Вице-мэр утверждает, что заняться этой проблемой его вынудили обращения граждан, которые жаловались на непрошенных гостей и просили оградить их от агрессивной христианской пропаганды.

В прошлый четверг Узи Аарон выехал в район, где накануне были замечены миссионеры. Через громкоговоритель он обратился к жителям "Неве Рабин" с предложением сдать полученные от христиан книги. В это время учащиеся религиозной школы обходили квартиру за квартирой и собирали книги, из которых позже был сложен костер.

Узи Аарон остался доволен мероприятием и считает, что акция по сожжению литературы, противоречащей основным идеям иудаизма, прошла успешно.

http://b0gus.livejournal.com/350553.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-10-2008 03:37
Всего в Торе иудаизм насчитывает 613 заповедей, которые делятся на две главные категории. Первая содержит 248 обязательных заповедей, предписывающих исполнение определённых вещей. Вторая категория содержит 365 запрещающих заповедей, запрещающих исполнение определённых действий.
http://astrenata.livejournal.com/273536.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-12-2008 04:56
интервью с Фаиной ГРИМБЕРГ (Гаврилина) - автор книг по русской истории, вызывающих разную реакцию - от самой восторженной до предельно возмущенной. Ее книга «Две династии», вышедшая в 2000 году, «разоблачила» всю классическую русскую историю, известную нам со времен Карамзина, как «пиар-акцию дома Романовых». О некоторых своих теориях она вообще предпочитала помалкивать (до этого интервью). Например, о доказанной с фактами в руках идее, что единый еврейский народ, насчитывающий три тысячи лет истории, - не более чем миф. Ну, тут уж вообще остается закрыть в ужасе голову руками и ждать Божьего и человеческого гнева

- Вы, правда, считаете, что еврейского народа, существующего в истории три тысячи лет, на самом деле нет?

- Во-первых, мне не хотелось бы ставить вопрос так: «еврейского народа не существует...» Тогда я оказываюсь достаточно глупым и бестактным человеком. Я ведь на самом деле говорю не об этом, а совсем о других вещах. И второе, столь же важное. Что значит -- «существующий в истории три тысячи лет»? Так даже вопрос нельзя ставить. История существует, когда ею кто-то занимается. Мы привыкли к неким мистическим понятиям. Если мы возьмем определения, что такое «народ», «племя», «нация», «народность», то это некие общности людей, объединенных территорией, языком, культурой...

- Если вы имеете в виду евреев до или вне существования государства Израиль, то вспоминается, как во времена Сталина боролись с безродными космополитами, под которыми имелись в виду как раз евреи, и именно для сталинской науки евреи были не нацией, а неизвестно чем, потому что, кроме всего, советской исторической науке еще требовался почему-то выход к морю...

- Недавно по телевизору прошла очень нервная дискуссия по поводу того, что из нового паспорта устранили графу «национальность». Во время этой дискуссии почему-то никто не задался вопросом: а что такое вообще паспорт? Внутренний документ нашего государства. Не во всех странах такой и есть. А что именно контролирует государство по сведениям в паспорте? Нашу идентификацию по имени, отчеству и фамилии. И там фотография. А должно ли государство контролировать такие определения, как «народ», «нация», «общность», «диаспора»? Почему-то никто даже не поставил такого вопроса.

- Неужели наше с вами личное дело, будем мы евреями или нет?

- А также греками, турками, арабами... У меня была подруга-гречанка, которая хотела определять себя как-то иначе. Это ведь проблема не исключительно евреев.

- Давайте считать, что мы это оговорили. Никого не хотим обижать, уничтожать и запрещать. Просто ставим вопрос: а существуют ли евреи? Итак...

- Вы, наверное, согласны, что существует конфессиональная, то есть религиозная общность? Например, грек, болгарин и мой знакомый москвич по имени Миша, а по советскому паспорту еврей - все они являются православными христианами. Возникает вопрос: они являются единым народом?

- Подозреваю, что нет.

- Я тоже подозреваю, что нет. А можно ли сказать, что их объединяет религиозная принадлежность?

- Допустим.

- Не допустим, а совершенно точно. Они могут ходить в один храм, исполнять одни и те же обряды... Но при этом, наверное, уроженец Афин не будет похож на жителя Рязани? (Мишу пока оставим в покое.) Их религиозная общность не делает их едиными по многим другим параметрам. Собственно говоря, если начать разбираться, то и евреи являются конфессиональной общностью.

- И при этом не являются племенной, национальной, этнической?..

- Давайте называть евреями всех исповедующих иудаизм. Это в том числе жители Марокко, Эфиопии... Похож ли житель Эфиопии на другого моего знакомого Гришу, который посещает синагогу в Марьиной Роще?

- Вы знаете, за две тысячи лет эфиоп мог загореть или обрести другие расовые черты.

- А каким же мистическим образом он их приобрел?

- Ну, колена Израилевы могли разойтись в разные стороны, подогнуться... Я, конечно, не знаток истории.

- Я понимаю. Но почему эти люди разнятся в расовом отношении, почему у них другие обычаи, другие обряды?

- Обычаи они, наверное, заимствовали у аборигенов.

- Но давайте спросим себя, если это единый народ, то чем объяснить его полную разобщенность в области обрядов, обычаев, психического склада и даже чисто физиологических, антропологических признаков?

- А кроме эфиопов у вас есть примеры?

- Есть. Вот, скажем, Чезаре Ломброзо, известный ученый XIX века, еврей-итальянец, выходец из Испании, в одной из своих работ писал, что евреи Российской империи (в частности, он имел в виду территории современной Литвы и Белоруссии) какие-то не такие. Он, как вы, придерживался теории единого «блуждающего народа», но в данном случае удивлялся чисто по-человечески. Они какие-то не такие. На евреев не похожи - грустные, мрачные, с тяжелым характером, никогда не посещают таверн. То есть для Чезаре Ломброзо, представителя совсем другой общности, эти люди казались непонятными и чуждыми, прежде всего по их психическому складу.

- Разница между евреями Западной и Восточной Европы в то время была частью общей разницы между европейцами и жителями Российской империи.

- Нет, это были совершенно разные общности, объединенные только религиозной принадлежностью. Так же, как бухарские, горские, испанские, итальянские, марокканские, эфиопские евреи не объединены ничем, кроме религиозной принадлежности. Это люди разного психического склада, разных физиологических данных. Другое дело, что человеку, живущему в Москве, даже трудно представить себе эти общности. Он просто с ними незнаком. Более того, он и поговорить с ними не сможет, у них языки разные.

- Ну и что? Есть же культурные отличия. Мало ли, с кем я не разговариваю.

- Тут еще и антропологические отличия. Это люди другого типа, другого цвета кожи, у них другие лица...

- Но почему во всех этих странах, будь то Испания, Италия, Бухара или Россия, евреи выделены из среды именно как евреи?

- Давайте не пользоваться мистическими терминами. Естественно, люди, исповедующие какую-то религию, выделяются в качестве общности. Возьмем современный Стамбул. Там есть армянская община. Конечно, они выделены.

- Как армяне.

- Как григорианцы.

- Они что, не армяне?

- Если вы примете григорианский вариант христианства, то вы будете входить в эту общину. Другое дело, что, если вы вошли в эту общину, а потом прошло двести лет, сложился определенный брачный ареал, смешанные браки фактически исключаются. Но это вполне естественная, а не мистическая общность.

- Бог с ними, с армянами. Давайте рассмотрим моих предков в той мере, в какой я могу их проследить. Папины - из Белоруссии, мамины - из Украины. Они что, выделились из белорусов и украинцев? Вы это хотите сказать? Не верю!

- Думаю, что нет. Скорее всего, они попали в состав Российской империи после раздела Польши с бывшими польскими землями. Мы можем определить, откуда они взялись прежде всего по их языку. Эти люди говорили на одном из немецких диалектов. Это не отдельный язык, а один из диалектов немецкого языка.

- Идиш? Он был понятен внутри еврейской общины. Немцы его вряд ли понимали.

- Ошибаетесь. Помню, как хохотал мой отец, когда мы с ним читали журнал «Советиш Геймланд». Он смеялся потому, что как только этот язык переставал быть разговорным диалектом, он становился нормальным немецким литературным языком. Разумеется, любой немец прекрасно его поймет. Более того, мы с вами сохраняем элементы немецкого произношения, специфический звук «р». Быть может, мы восприняли его от своих родителей.

- Звук «р»?

- Конечно. Возьмите любого немца, послушайте, как он грассирует.

- Понятно. То есть евреи картавят, а немцы грассируют?

- Нет, и они картавят. Или грассируют, как хотите. Это просто более научный термин. На самом деле любому немцу абсолютно понятен идиш. Более того, если вы хоть немного знаете идиш -- я это испытала на себе, - изучить немецкий вам будет очень просто. Потому что идиш и есть диалект немецкого языка. Естественно, что в нем закономерны элементы богослужебной лексики. А затем и славянизмы.

- Плюс письменность, о которой вы не сказали. Закорючки-то почему-то другие.

- Не почему-то. Письменность прямо связана с религиозной принадлежностью. Скажем, все мусульмане пишут арабской графикой. Турки пользовались арабской графикой до реформы Ататюрка, введшего латиницу. Письменность связана с религиозной принадлежностью. Как кириллица тесно связана с православием.

- Хорошо, мы проследили попятное движение моих предков в Польшу, в Германию. А, пропустив полторы тысячи лет, можем проследить тогдашнее встречное движение из Палестины?

- Нет. К сожалению, не можем. Немецкоязычных предков мы определим легко. Конечно, можно пользоваться теорией единого «блуждающего народа», но тогда нам будет абсолютно не понятен целый ряд культурных, психических и прочих различий. Но если мы примем во внимание, что движется не народ, а конфессия, то...

- Простите, я вас перебью. А почему нельзя объяснить различия естественно-научным образом? Может, Лысенко был в данном случае не так уж не прав, и какие-то приобретенные у местных народов признаки усваивались пришельцами?

- Культурные свойства, допустим, можно усвоить. Но есть одна странность. Скажем, на Руси приняли христианство, сохранив при этом ряд языческих элементов культуры. Это логично. Но здесь получается наоборот. Люди, имея уже развитую монотеистическую религию, почему-то восприняли целый ряд языческих элементов. Смотрите, известно, что у предков германцев уже в VII веке были иудейские общины. Конечно, это были общины местных жителей.

- Местных жителей?!

- Конечно. Самое любопытное, что эти местные жители сохранили чисто языческие элементы культуры. Например, культ священного зверя. Существуют традиционные еврейские и немецкие имена, которые хорошо известны. Это Гирш - олень. Вольф - волк. Бер - медведь. Скажите, пожалуйста, откуда они взялись? Понятно, что это те самые имена, которые сохранились еще от языческого культа священных зверей. И даже принятие иудаизма не отвратило людей от этих традиционных немецких имен.

- Положим. Но почему вдруг иудеи возникают в Германии VII века, в Испании, черт знает еще где?

- Мне горько говорить, но вы заблуждаетесь, считая, что некий один мистический народ движется по всему миру. Прозелитизм, то есть образование новых иудейских общин, начался очень давно. Собственно говоря, с этого фактически и начинается история иудаизма. Ведь кто такой Авраам? Это не историческое лицо, но кто он такой по Библии? Если бы у него был паспорт, то что бы там было написано в графе «национальность»?

- «Еврей». И вместо подписи начальника органа внутренних дел подпись - Бог.

- Нет. Авраам был шумер, принявший новую религию. Который, как говорится, отошел от традиционных верований и под действием откровения создал для себя новую религиозную общность. Как, например, пророк Мухаммед, для которого все шло уже по образцу Авраама и Моисея. При этом, обратите внимание, поскольку новую общность составляет только семья Авраама, то есть он сам, его гарем и несколько его родственников, то ему приходится выделить для себя брачные ареалы. Помните брак одного из его потомков - Иакова? Иаков направляется к родственнику своей матери Лавану. Лаван не иудей, Лаван язычник. И когда его дочери, жены Иакова, уходят вместе с Иаковом, то Рахиль, одна из дочерей, забирает с собой идолов отца - терафимов. То есть Лаван не иудей. Более того. Смотрите, ведь у Иакова есть брат - Исав. Он тоже не иудей. Они близнецы, но один из них иудей, а другой - не иудей. Это логично: один исповедует иудаизм, другой - нет. На самом деле речь идет об элементарном прозелитизме. Тогда все становится понятным. Становятся понятными культурные и расовые различия этой общности. Ведь, собственно говоря, иудаизм не есть застывший монолит. Он представляет собой определенное динамическое развитие.

- Я уже боюсь спрашивать, существовал ли еврейский народ в древности?..

- Народ? Понимаете, беда еще в терминологии. Мне кажется, что нейтральный термин «общность» более удобен. Как только мы начинаем пользоваться термином «народ», мы как бы впадаем в некое мистическое состояние. Тут же начинаем говорить то о народе, то о нации. О чем, собственно, идет речь? Если вы приедете в Израиль, вы обратите внимание на интересный момент. Вы там не бывали?

- Нет.

- Обратите внимание на то, что выходцы, скажем, из Москвы, Петербурга и Киева с изумлением смотрят на своих, что называется, соотечественников из Эфиопии, Марокко. Больше того. У них фактически не бывает смешанных браков, они мало общаются друг с другом, и понятно почему. Поскольку не находят ничего общего.

- С другой стороны, все эти люди считаются представителями одной и той же еврейской общности. Тем самым поддерживается, по-вашему, миф...

- И вы можете так считать. Но при том никогда с этим эфиопом вы говорить не будете, не поощрите его знакомства с вашей дочерью, не найдете никаких общих точек соприкосновения в беседе. Ксенофобия своего рода. Получается интересная ситуация. Мы можем «считать», но реальное наше поведение никак этот наш «счет» не будет подкреплять.

- Но я и в Москве могу ни в коем случае не общаться с людьми моей расы и антропологического типа, но совершенно мне чуждыми.

- Нет, речь здесь не о том. Да, в Москве вы можете не общаться с Мишей, а общаться с Васей. Не общаться с Асей, а общаться с Машей. Но при этом и Миша, и Вася, и Ася, и Маша - люди одного с вами воспитания, примерно одного круга чтения, жизненного опыта, психологии. Они просто на вас похожи!

- Да. Но при этом я могу держать если не в сознании, то глубоко в подсознании, что Вася, он русский, хоть и не православный, а Миша, хоть и православный, но еврей. И это в чем-то может определять их отношение ко мне как к еврею, и, значит, я сам чисто рефлекторно могу выбрать между ними в пользу второго. Или наоборот, что уже будет зависеть от моих комплексов.

- Вы что, серьезно держите это в голове?

- Могу держать, я не знаю, я пытаюсь проанализировать то, что вижу, - тяготение одних к другим и отталкивание от третьих.

- Мы не знаем, что это, но, как загипнотизированные кролики, стоим перед удавом. Вот паспорт. Там написано, кто ты по национальности. И давай держись этого мифического определения.

- Вот, например, Сорос. Венгерский еврей, который, выучившись в Англии, стал американским миллионером.

- А как он сам себя определяет? У меня был знакомый, который на вопрос: «А кто вы?» ответил: «Я русский американец». По советскому паспорту он был еврей из Москвы. Вот написано: «подпоручик Киже». И попробуйте доказать, что он не существует, когда вот его жена, вот сын, а вот он сам продвигается по службе. Мы можем себя определять. Но не находимся ли мы при этом в состоянии некоего гипнотического транса?

- И тут мы перешли к вопросу о том, что мы себя определяем так, а не иначе, потому что нас так определили другие. Еврей - это то, чем тебя считают другие?

- Конечно.

- Вы говорите, что единый блуждающий три тысячи лет по миру еврейский народ - это миф. А на самом деле были общины местных жителей в разных странах, которые в разные времена принимали иудаизм. Ради Бога. Но разве всех их, включая вас и меня, не делали евреями окружающие, которые тыкали в них пальцами? Доходило до геноцида. Нас определили евреями другие.

- Естественно, нас всех определили другие. Не мы себя определяем. Сейчас у вас возникает вопрос: а если кто-то будет определять кого-то для уничтожения? Если хотят уничтожить, то уничтожат меня, вас, кого угодно по любому признаку. И вы заранее с ним согласились? Что он определил вас именно для этого и вы сами себя так определили?

- Так давайте и определим историю еврейского народа как историю его уничтожения.

- Еще раз говорю: если начать серьезно изучать, то не окажется никакого народа. Я понимаю, что выгляжу одиозно. Но если мы будем изучать реальные документы, не игнорируя их, то увидим зарождение религиозной общности, прозелитизм, то есть определенную популяризацию и распространение религии. Естественно, никакого народа при этом не возникает. Так же, как у нас не будет православного народа, католического народа, буддийского народа...

- Армянского народа...

- С армянами немного другое. Они действительно сложились в единую, очень небольшую по численности общность. В силу того, что очень мало людей исповедуют этот григорианский вариант христианства. Иудаизм исповедует больше людей. Поэтому тут сложился целый ряд самых разных общностей. И трудно этого не видеть.

Когда существует определенная религиозная общность, находящаяся в меньшинстве, то, естественно, возникают конфликты с большинством. Как правило, агрессию против меньшинства инспирируют власти. Именно так это было при Александре III и Николае II. Это, кстати, удел и армян-григорианцев. Их было много в Венеции, где они часто подвергались конфликтным ситуациям. Это было везде, и не только с евреями.

- А в вашей любимой (судя по вашему роману «Судьба турчанки») Турции геноцида армян не было?

- Там была поликонфессиональная система, в которой все конфессии были на равных, и кризис начался только в связи с распадом империи. Это немного другое.

- Но били ведь не турок, а армян?

- Вы ставите так вопрос, что придется несколько часов рассказывать о сложной ситуации. Как места компактного проживания армян-григорианцев стали камнем преткновения между Российской империей и распадающейся Османской. Как это все развивалось. Это требует серьезного анализа. А если не анализировать, то и вопросов нет. Но это - Турция. А Россия вас не интересует? Не интересуют указы Ивана Грозного? Очень удивитесь, потому что об этом не пишут ни Грец, ни Ренан, а указы направлены против подданных, принимавших иудаизм.

- Да, и что?

- Эти указы существовали и в Польше, и в России. Нормальная история: прозелитизм он и есть прозелитизм, то есть стремление объяснить привлекательные стороны своего вероучения и вызвать к нему симпатию.

- Так были указы и против католиков. Но мы же различаем отношение к ним и к евреям.

- Это вы различаете. А Иван Васильевич не различал. Для него это иноверцы, которых он не хотел никуда допускать. Так называемый Кукуй - Немецкая слобода в Москве - возник, чтобы всех иноверцев изолировать в одном месте.

- В гетто?

- Да. Видите, вы сами употребили термин. Изолировать, чтобы не прельщали население. В любом государстве, где доминирует определенная религия, не отделенная от государства, всегда возникает такая ситуация. И в современном Израиле, собственно, она тоже возникла.

- Знаете, что я вам скажу? Сам ваш, Фаина, внешний вид отрицает теорию об отсутствии еврейского народа.

- Видите ли, если начать наш с вами внешний вид разбирать с точки зрения антропологии, то мы, как, естественно, и все люди, - смесь очень сложных и разнообразных расовых признаков. Потому что если бы мы шли по прямой, то никогда бы не родились. Все перемешано. Другое дело, что, помимо внешнего вида, есть еще экспрессия. То есть определенное выражение, все, что дается воспитанием, все, что дается тем, как вас определили. Это и наполняет ваш внешний вид. Если вы с вашими прямыми черными волосами попадете куда-нибудь на Балканский полуостров, местные евреи, которые на самом деле выходцы из Италии и Испании, скажут: «Ну разве такой внешний вид бывает у евреев?» Один очень долго объяснял мне, что еврей это тот, у кого очень светлые волосы, голубые глаза, тонкая кожа. И совершенно другая манера поведения. Так что на самом деле внешний вид - вещь очень относительная.

- Откуда же такое этническое разнообразие?

- Будем говорить: антропологическое. От того, что иудаизм принимали самые разные антропологические общности. Только и всего.

- Вы хотите сказать, что в иудаизме заложена такая притягательность для всех народов мира?

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-12-2008 04:57
(продолжение предыдущего поста)

- На самом деле все - и мировые, и немировые - религии имеют своих сторонников и свою общность. Но то, что конфессиональная общность должна получить государство, это очередной эксперимент. Потому что невозможно получить пустую территорию - на ней уже кто-то живет. Значит, ее надо у кого-то отнять. Значит, нужно создать определенную - мрачную, агрессивную и, в общем-то, нам хорошо знакомую идеологию. Идеологию ксенофобии, верно?

- Зафиксировав свое отличие от других.

- Совершенно верно. В религии развивать крайние течения, в которых доминирует ненависть к иноверцам. Вот чем в итоге пришлось заниматься. На самом деле мы Израиль знаем плохо. Мы знаем его в основном по нашим соотечественникам крайне правого толка. Но там есть и другие люди, которые видят, к чему ведет ситуация. Они не хотят самоопределяться как граждане государства, ведущего войну с коренными жителями этой территории.

- А как они хотят самоопределяться?

- Там есть самые полярные течения. Например, что государство должно быть секулярным и общим для всех - для арабов, евреев и прочих. Ситуация неприятная еще тем, что, как вы понимаете, никакой общности между разными группами населения нет. Помните ужасный взрыв на дискотеке, где оказались только выходцы из бывшего СНГ? Не случайно ведь там не было репатриантов из Эфиопии или Марокко. У них, наверное, другая дискотека. И после этого, как бы желая поддержать осиротевшие семьи, появились плакаты: «Русские, мы вас любим». Вопрос исчерпан. В Израиле они определены как русские. Причем определены правильно. Разве не странно, что бывшие москвичи и эфиопы ведут войну с людьми, поселившимися на этой территории задолго до них? И вот вас заталкивают в общность с израильскими деятелями, ведущими войну против коренного населения. Разве это не дикий парадокс?

- Не знаю, что вам сказать. Но я хочу ответить вам словами Кафки, которого спросили, как он относится к своему еврейству, а он сказал: никак, я еще со своей принадлежностью к людям никак не разберусь.

- Нельзя сказать, что Кафка был глуп. Кстати, определял себя, вероятно, как австро-венгерский писатель.

- Он - да. А его, возможно, определяли иначе.

- А это уже ваш вопрос: протестовать или соглашаться с тем, как вас определяют. И насколько мы личности, способные к самоопределению.

- Я не понимаю, если я не еврей, то кто? Русский? Для себя - на фоне немца или американца - да. Но на фоне тех русских, для которых это выглядит как навязывание меня им в качестве соплеменника, - вряд ли. Ведь странный парадокс, я настолько русский, что самого себя с той, другой стороны воспринимаю как еврея. Понимаете? Еврей я - парадоксов друг. Так кто я?

- Вопрос на самом деле не в том, кто вы. Вопрос в том, что это личное дело человека. Как, если вы не женаты, это тоже личное ваше дело. Я о другом. Есть некий предмет. Когда начинаешь его изучать, он оказывается не тем, каким ты его представлял в чисто мифическом плане. Я понимаю, это щекотливый разговор.

- Наверное, создание Израиля в 48-м году было не случайным действием. Не будем говорить о борьбе сверхдержав за влияние на Ближнем Востоке. Поговорим об уничтожении Гитлером 6 миллионов евреев.

- Почему эта трагедия должна решиться тем, что надо создать новое искусственное государство и при этом выгнать из их домов людей, которые никого не убивали? Эскалация ксенофобии и нацизма - это решение проблемы? То, что люди с корнем вырваны со своей территории, попадают в климатические условия, к которым не привыкли, становятся жертвой лживой идеологии - это решение проблемы? И потом есть интересная вещь. Одно дело, когда ты жертва, а другое, извините, когда совсем наоборот. В Израиле это многие поняли. И еще более широкая постановка вопроса: а что, создание такой химеры, как мононациональное и моноконфессиональное государство, - это общемировое решение вопроса? Мы что, не знаем, к чему это может привести в мире?

- И все же есть какая-то конкретная историческая ситуация. Когда, извините, вам скажут: а не могли бы вы, Фаина, отсюда куда-нибудь убраться, когда из Польши изгоняли оставшихся евреев, тогда что?

- Если вас, меня выгонят, это личная трагедия. Нас лишат языка, культуры, сделают эмигрантами. Но не надо из трагедии делать ряд лживых химерических построек. Не надо эмигрантов называть репатриантами, то есть вернувшимися на родину.

- Мы возвращаемся к началу: евреев как единого народа нет. Стало быть и их государство - искусственная химера. Вы, Фаина, идеологический диверсант, как и положено вашей (нашей) нации.

- И это тоже неверно. Мы анализируем сами себя. И сами вправе себя определять. Да, человек - существо незащищенное. Можно назвать и определить его как угодно. Вопрос в том, что для нас важнее: как нас определили или как мы себя определили. В сущности, вопрос о нашем личностном начале. То есть как мы определяем принадлежность к той или иной общности. Да, возможен вариант: как бы ты себя ни определил, кто-то придет и убьет тебя на дискотеке, пиццерии или где-то еще. Мы хрупкие человеческие создания. Но это не значит, что мы должны идти на поводу у любого мифа и ни о чем не думать.
Игорь ШЕВЕЛЕВ
http://jaschil-14hane.livejournal.com/266785.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-11-2010 04:21
04.11.2010, Германия | Первой после 1935 года женщиной-раввином в Германии стала 31-летняя Алина Трайгер. Бывшая жительница Полтавы, переехавшая в Германию, была рукоположена в синагоге в берлинском районе Шарлоттенбург и будет исполнять обязанности духовного наставника еврейской общины Ольденбурга и Дельменхорста, сообщает «Немецкая волна».

В 1935 году первой женщиной-раввином в мире стала жительница Берлина Регина Йонас. В 1944 году она погибла в Освенциме.

P.S. Новый раввин отметила, что ее не очень беспокоит то, что ортодоксальные иудеи не признают права женщины быть религиозным лидером: «Я терплю их мнение и не борюсь за это признание».

http://drugoi.livejournal.com/3405085.html

оруженосец
Группа: Участники
Сообщений: 9
Добавлено: 24-11-2010 16:47
Ритуальные убийства у евреев: дискуссия по вопросу в израильском сообществе http://community.livejournal.com/left_liberal_il/360632.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 02-02-2011 11:57
Мезуза (ивр. `дверной косяк`) — прикрепляемый к внешнему косяку двери в еврейском доме свиток пергамента из кожи ритуально чистого (кошерного) животного, содержащий часть текста молитвы Шма.

Пергамент сворачивается и помещается в специальный футляр, в котором затем прикрепляется к дверному косяку жилого помещения еврейского дома.

На внутренней стороне свитка нанесены стихи двух из трёх частей молитвы Шма (Втор.6:4-9 и Втор.11:13-21), а на внешней стороне — слово Шаддай (`Всемогущий`; толкуется также как акроним слов «Шомер длатот Исраэль» — `Охраняющий двери Израиля`).

Мезуза помещается, как правило, в футляр, на внешней стороне которого принято изображать букву ש (шин), и крепится в верхней трети правого косяка дверного проёма. В большинстве общин мезуза наклонена вовнутрь верхним концом.

Мезуза должна быть написана от руки глубоко религиозным и высоко квалифицированным софером (писцом) на пергаменте из кожи. Текст мезузы из 15 стихов пишется в 22 строки, содержащие 170 слов из 713 букв.

В момент прикрепления кошерной мезузы произносится благословение: «Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь Вселенной, Освятивший нас заповедями и Повелевший нам прикреплять мезузу!»

Значение

Мезузы провозглашают единство Бога и существование завета между Ним и еврейским народом. В Пятикнижии дважды упоминается повеление нанести слово Господа на косяки дома: «И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоём… и напиши их на косяках (мезузот) дома твоего и на воротах твоих.» (Втор.6:9) (также 11:20)

Из-за чувствительности пергамента к внешним условиям, мезузы часто продают уже в защитном футляре, и некоторые люди полагают, что мезуза — это сам футляр (иногда дело доходит до того, что покупают и используют футляр без пергамента).

Древнейшая сохранившаяся мезуза относится к Кумранским свиткам (Эпоха Второго Храма).

Cамая большая мезуза в мире.

Царь-мезуза. (The World Famous Mezuzah) Гигантская кошерная мезуза, написанная Авраамом Борщевским в Иерусалиме в 2004 году была признана в Израиле шедевром иудейской каллиграфии и стала единственным произведением сакральной каллиграфии, внесённым в Книгу Рекордов Гиннеса. Царь-мезуза была приобретена в 2009 году и находится в Современном Музее каллиграфии (Москва).

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D0%B7%D1%83%D0%B7%D0%B0

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-07-2015 02:59
Начнем разбираться в этой интересной теме с замечания, что многие видные представители иудаизма весьма неоднозначно относились к тому, что бывшие приверженцы других конфессий вдруг решили принять иудаизм. Например,великий рабби Шломо Лурия высказался по этому поводу достаточно однозначно: "Пусть семя Израиля продолжает жить и занимать свое собственное место среди народов во все дни нашего изгнания и пусть чужие, те, кто не из нашего народа, не присоединяются к нам". Он сказал эти слова в XVI веке, и, судя по всему, подвигло его на это, среди прочего, еще и соображение, что евреи не смеют облегчать своей ноши, перекладывая хотя бы часть ее на плечи других. Нет, формально входных ворот в иудаизм вроде бы никто не закрывал. Но с каждым, кто хочет туда войти, надлежало тщательно беседовать, семь раз отговаривая от такого шага и объясняя всю тяжесть избранной судьбы.

Вообще же во многих местах средневекового христианского мира уход из своей первоначальной религии рассматривался как преступление, достойное смертной казни. Причем казнить стремились не только отступника от веры, но и того, кто ему разрекламировал положительные черты другой веры. Поэтому в очень многих случаях те, кто отваживался сменить веру, старались сбежать в какую-нибудь другую страну, лучше - в иноверную, где мнение христиан мало кого интересовало. Интересно то, что среди изменивших свою религиозную идентичность всегда было немало священников и монахов. Это можно объяснить двумя причинами. Во-первых, они были зачастую подлинно религиозными людьми, потому если уж пришли к мысли об истинности того или иного вероучения, то уже со своего пути старались не сходить. Во-вторых, люди они были во многих случаях образованные, потому могли черпать ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ в первоисточниках. Один из первых случаев такого рода - придворный священник французского короля Людовика Благочестивого отец Бодо принял иудаизм в 840 году, бежал в Испанию, принял имя Элеазар и стал писать полемические антихристианские сочнения. Также он все время убеждал халифа Кордовы принудить местных христиан к переходу в иудаизм. Есть данные, что халиф поначалу с интересом отнесся к этому предложению, но потом все-таки взялся за обращение этих людей в ислам.

В 1312 году священник отец Вициллий из города Майнц в Германии написал ряд произведений, в которых доказывал истинность иудаизма. По мнению ряда историков, именно этот прозелитский пыл бывшего падре и привел к изгнанию евреев из города.

В XIV веке евреи Арагона переправили на остров Мальорку группу немцев, ставших иудеями. Дело раскрылось, но евреи отделались крупными штрафами. И это еще, что называется, легко отделались...

* * *
Источник: Минц Л. М. Блистательный Химьяр и плиссировка юбок. — М.: Ломоносовъ, 2011. — 272 с. — (История. География. Этнография.).

http://mikes68.livejournal.com/378908.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / религия / Иудаизм - ссылки по теме

KXK.RU