Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты

Страницы: << Prev 1 2 3 4  ответить новая тема

Автор Сообщение

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 11-01-2007 17:12

Из рода Луттербергов в Ливонии был епископы Буркхард (Куронии, а затем Кульма) и Герман (Кульма), а также несколько магистров и высших чинов Тевтонского Ордена

Интересно, когда (даты) этот Буркхард был епископом Кульмским (Хелминским)? Что-то такого в списках епископов нет. Наверно вписать забыли.


Епископы Кульма
1245 – 1263 Heideryk
1264 – 1274 Fryderyk z Hausen
1275 – 1291 Werner
1292 – 1301 Henryk I
1303 – 1311 Herman
В 1311-1319 году кафедра Кульма предположительно была занята Буркхардом, который формально носил титул епископа Куронии.
1319 – 1323 Miko&#322;aj I
1323 – 1349 Otton
1348 – 1359 Jakub I
1359 – 1363 Jan I Schatland
1363 – 1385 Wikbold Dobilstein
1385 – 1390 Reinhard hrabia z Sayn
1390 – 1398 Miko&#322;aj II Schieffenburg
1398 – 1402 Jan II Kropid&#322;o (Piast)
1402 – 1416 Arnold Stapil Krzy&#380;ak
1416 – 1457 Jan III Marienau
1457 – 1479 Wincenty Gos&#322;awski Kie&#322;basa

На 1303-20 годы приходится расцвет Луттербергов,которые основывают рядом с Лобау сначала Неймаркт(ок. 1303), а затем Лаутерберг. После 1319 года в восточной части Кульмерланда возникает их "наследственная" прецептория Лаутерберг . Эти факты частично отражены в анналах монастыря Апольда. Они весьма правдоподобны, но трудно удостоверяемы, поскольку прусско-польских источников практически нет.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 12-01-2007 01:02
В 1311-1319 году кафедра Кульма предположительно была занята Буркхардом, который формально носил титул епископа Куронии.

Уважаемый Олег, предполагать, конечно, дело хорошее. Очевидно Вы взяли список епископов из польской Википедии, а затем «пристроили» Буркхарда во временной пробел, где не было указано имя никакого епископа. Как раз и период, если следовать Вашей теории, весьма подходящий. Да и епископ, руководящий в этот период, в недалёкой Курляндии с подходящим именем нашёлся. Однако я всё же решил не заниматься предположениями, а поискать факты. Оказалось, что в период, в который в Википедии не вписали имени (1311-1319), епископ был, но он не был утверждён. Дело было так.

13 июня 1311 года умер пятый епископ Кульма (Хелмно) Герман. В качестве шестого епископа местный соборный капитул (или домкапитул, это уж как кому будет угодно) ИЗ СВОИХ РЯДОВ путём компромисса (были споры в пользу и других кандидатов) избрал брата-священника Тевтонского ордена (поскольку епископство было инкорпорированным) Эберхарта. Имена, конечно, несколько созвучны, но всё же Буркхард и Эберхарт – это не одно и тоже. Итак, на должность епископа избрали члена кульмского соборного капитула. Но избрать ещё мало. Кандидата, или как такую особу по-немецки называли Elekt (то есть, тот кого уже избрали, но ещё не утвердили) нужно было и утвердить. Архиепископ Рижский, являвшийся митрополитом Пруссии, позволил (кажется, это позволение сделал Иоанн I, хотя могу ошибиться) местным, то есть прусским епископам посвящать любого электа в епископы (если к 1311 году это право для местных епископов не отменили). Вспомните похожую ситуацию, когда епископ Рижский Альберт, не будучи архиепископом, имел право посвящать в епископы. Последний же должен был приносить архиепископу Рижскому лишь клятву верности (Oboedienzeid). Но Эберхард не обратился с просьбой о посвящении к местным епископам (правда, на тот момент в Пруссии сложилась ситуация, что из четырёх, если сюда причислять и Кульмскую землю, положенных епископов в наличии был только один – епископ Вармии (Эрмланда) Эберхард фон Нассе), а с делегатами капитула за посвящением отправился в Ригу к самому архиепископу Фридриху (возможно, что тогда только этот митрополит мог утверждать кандидатов на должность).

Архиепископ ответил Эберхарду отказом. Несколько ранее он же отказал электам от Помезании и Самбии (Самланда), которые тоже были членами Тевтонского ордена, Объясняется такое враждебное поведение митрополита продолжительным спором между ним и Немецким орденом.
Электы на этом не успокоились. Они втроём отправились к папскому двору в Авиньон, чтобы он занялся вопросом с их назначением. После переговоров в курии папа Климент V поручил кардиналу-дьякону Якобу Коломне провести проверку процедуры проведения выборов. Со смертью в 1314 году папы дело значительно замедлилось. Новый папа Иоанн XXI обновил поручение исследовать дело. Однако не дожидаясь решения кульмский элект Эберхард умер в Авиньоне в августе 1318 года (по другим данным в 1316 году). Избранный на пост епископа кульмский каноник Эберхард так и достиг посвящения в сан епископа.

Далее вопрос о епископской кафедре решил сам папа. У него был фаворит-исповедник Николай Афри, которого папа назначил своей буллой от 18 октября 1319 года. Эта же булла содержала подробный отчёт результатов расследования процесса выборов. Новоявленного епископа посвятил кардинал-епископ Беренгар Тускулум. Произошло это в Авиньоне, при папском дворе.
[Friedrich Borchert. Die deutschen Bischoefe von Kulm: Sie predigten Gottes Wort und leisteten Gutes// Der Aufbau und die Missionierung des Gebietes um 1300. Das Ostpreu&#223;enblatt, 1998; Anastazy NADOLNY. Eberhard (OT) († 1316/19). 1311-1316/19 Elekt von Kulm// Erwin GATZ (Hg.), Clemens BRODKORB (Mitarb.), Die Bischoefe des Heiligen Roemischen Reiches 1198 bis 1448. Ein biographisches Lexikon, Berlin 2001, 1, S. 304].
Теперь с периодом 1311-1319 гг. кажется всё понятно. Других епископов не проверял.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 12-01-2007 01:19
Из рода Луттербергов в Ливонии был епископы Буркхард (Куронии, а затем Кульма) и Герман (Кульма)

Когда же, позвольте узнать, Герман из рода Луттербергов был епископом Кульма? Уж не период ли 1303 – 1311 гг. имеется ввиду?

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 28-01-2007 19:00
Информация общеизвестная, но пусть будет - для отчета.

Основателем Риги считается немецкий епископ Альберт.

Восемь столетий назад, у места впадения маленькой речушки Ридзини в полноводную Даугаву, располагались два поселения ливов. Эти угро-финские племена жили здесь с незапамятных времён.

Альберт прибыл к ливам, учтя ошибки коллеги, которого ливы убили за пару лет до его визита. Коварный епископ рядился под доброго друга и простодушные местные жители в итоге прониклись к нему великим доверием. Выждав момент, Альберт, пригласив местных вождей на пирушку, захватил их хмельными. После этого он потребовал выделить ему участок земли под застройку и в 1201 году Альберт начал на выделенном участке строительство города. Так он и стал основателем Риги, а бедные ливы оказались начисто забыты. Название же новому немецкому поселению дала маленькая, исчезнувшая ныне речка Ридзене-Рига.

Площадь Альберта

Здесь начинается история Риги, как города. Именно тут, впадая в Даугаву, она образовывала широкое устье, которое называли «Рижским озером». Именно сюда пристали когда-то корабли епископа Альберта, положившего начало городу.

Когда-то на месте храма Святого Иоанна Крестителя находилась первая резиденция епископа Альберта. В дальнейшем он передал свои владения в пользование монашескому Ордену доминиканцев.

В 1220 году епископ Альберт учредил Конвент Св. Духа, первое в городе благотворительное учреждение. Конвента сета (двор Конвента) – один из самых красивых двориков Риги.

В 1211 году в Риге началось строительство нового храма, церкви Святой Марии. Эту церковь все привыкли называть «Домский собор» происходит это от немецкого der Dom – церковь, в которой служит архиепископ. Хотя епископ Альберт и не скупился на затраты, строительство продвигалось медленно и он не дожил до его окончания. В недостроенной церкви его и похоронили.

http://www.trworkshop.net/forum/download.php?id=191&sid=d1e713d2793add730cc21ca512c936f5

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 01-02-2007 02:20
Благоприятное положение сложилось для Великого княжества Литовского в Ливонии. В Риге в 1298 г. восстали горожане против власти Ордена. Витень внимательно следил за событиями в Ливонии. Чтобы склонить Ригу к союзу с Великим княжеством, он обещает рижскому архиепискому Фридриху крестить Литву. Свое обещание подтверждает строительством католического костела в Новогородке.
http://www.belarus.by/ru/belarus/history/3/2/4/index.php
http://www.belarus.by/ru/belarus/history/3/2/4/index2.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-02-2007 04:05
В конце 1559 года эзельский епископ Менниггаузен вошел с датским королем Фредериком II в тайные сношения и продал ему свои владения Эзель и Пильтен за 20 тысяч рейхсталеров. Епископ получил деньги и вскоре уехал с ними в Германию. Новый датский король Фредерик II, обязанный по отцовскому завещанию уступить своему брату Магнусу ряд земель в Голштинии, вместо их отдал ему свою новую покупку, и Магнус весной 1560 года явился в Аренбург (на острове Эзель), где к нему на службу поступило много дворян в надежде, что Дания не оставит своего герцога без помощи.
http://militera.lib.ru/h/shirokorad1/3_02.html

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 16-02-2007 14:58
Из рода Луттербергов в Ливонии был епископы Буркхард (Куронии, а затем Кульма) и Герман (Кульма)

Когда же, позвольте узнать, Герман из рода Луттербергов был епископом Кульма? Уж не период ли 1303 – 1311 гг. имеется ввиду?

В грамоте по локации Ноймаркта (городка в окрестностях епископской резиденции в Лобау и Лаутерберга-Лидзбарка) указано, что локатор родственник епископа Германа. Известно, что город основан Отто фон Луттербергом. В роду Луттербергов в это время был священник по имени Герман, который ранее 1287 года был каноником Кульма. Именно при нем был разрешен спорный вопрос между епископами Кульма и Орденом по разделу Сассовии. По-видимому, это произошло при участии Отто фон Луттерберга.

Однако, прямых доказательств идентичности Германа фон Луттерберга и Германа, епископа Кульма, я привести не могу. Отто фон Луттерберг был женат на наследнице Родевигхаузенов (+1307). Возможено, епископ Кульма Герман был ее родственником?

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 18-02-2007 21:17
Давно мы обсуждали этот вопрос, что я даже потерял нить рассуждения, да забыл, что и откуда хотел написать. Но попробую. Всё сводится к тому, что Герман фон Отинген (Oettingen, первая буква «о-умляут» заменена на ‘’oe’’) (1303 – 1311 гг. епископ Кульма), кажется, вряд ли принадлежал к роду Луттербергов.

Что о нём известно, так это то, что происходил из Богемии, на этом сходится большинство источников. Был братом-священником ТО. Позднее известен как духовник с 1294 года короля Богемии, а с 1300 года и короля Польши Вацлава (Венцеля) II (в Польше он был не Вторым, а Первым) из рода Пжемыслидов, который традиционно имел хорошие отношения с ТО. На должность епископа избран кульмским соборным капитулом 19 ноября 1301 года по инициативе того же короля Вацлава. Напомним, что на епископские должности в Пруссии (в широком смысле) традиционно избирались члены Ордена. Такое высокое покровительство устранило и возможные трудности при посвящении в сан архиепископом Рижским.

Первый документ нового епископа издан был 16 мая 1303 года. Он снабжён его печатью, где изображён с епископским посохом и поднятой для клятвы рукой. Текст на печати (может быть кому-нибудь пригодится): + S • FRATRIS • HERMANNI • DEI • GRA • CVLMENSIS • ECCLIE • EPI.
В церкви св. Якоба в Торуне ещё частично сохранились буквы глиняного фриза на хорах, которые указывают на деятельность епископа. Год там обозначен цифрой «1309». Сегодня можно рассчитать следующее: «… VENERABILIS DOMINVS HERMANNVS EPISCOPVS …».

Епископ Герман выбрал Лёбау в качестве новой резиденции Кульмских епископов. Ещё его предшественник начал восстановление здесь, разрушенных около 1269 года судавами, города и замка. Город и замок были окружены оборонительными рвами и стенами и образовывали единое целое. Уже к началу епископата Германа столица епископства представляла собой мощную крепость. Старая городская печать Лёбау изображает епископа, стоящего между 2 деревьями. Лёбау оставался епископской резиденцией, почти 500 лет, до 1781 года, когда она вернулась назад на Кульмское озеро. Вскоре после этого старый епископский замок сгорел от попадания молнии.

Собственно в Кульмской земле епископский замок на берегу озера Friedecksees строился в течение епископата Германа. Он лежал на краю позднейшего города, который по очереди назывался Wambrez, Vrambesia, Wredeck и Friedeck. Эта резиденция обязана возникновением именно этому епископу, хотя епископ Хейденрик (родной, куда же без него) провёл здесь, в Vambresia, в 1251 году строительство монастырской церкви, которая около 1300 года была построена в камне.
Умер Герман 13 июня 1311 года.

К слову, если верить сайту http://lidzbark.pl/, Лидзбарк Вельски (Лаутерберг) был основан в 1301 году, в 1303-1466 гг. принадлежал Тевт. ордену.

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 18-02-2007 22:29
Вот случайно встретил упоминание о Хейденрике, епископе Кульмском. О нём упомянул М. Стрыйковский в “Kronika polska, litewska, zmodzka i wszystkiej Rusi” (1582 г.) описывая коронацию Миндовга в Новогрудке: «Так тогда Иннокентий, Папа Римский, видя, что дело полезно для Церкви Римской, и что такое большое и доблестное государство языческое к Христу добровольно обратилось, сразу без всякого промедления корону Литовскую освятил и Мендога королём Литовским объявил, а, желая это ещё более закрепить, послал легата своего, орденского брата Хейденрика, провинциального главу Польского, перед тем бывшего епископом Армаканским, а на то время Кульмского или Хелминского в Пруссии, который, приехав в Новогрудок Литовский с архиепископом Рижским и Крестоносцами Прусскими и Ливонскими, Миндауга или Мендока на королевство согласно обычным церемониям церковным помазал, провозгласил [королём] и из рук папских и императорских короной новой Литовской короновал» (перевод мой).

А от другое упоминание. Автор Альберт Виюк-Коялович (1650-1669 гг.), работа “Historia Lituanae”: “С великим почетом принял послов Иннокентий IV, а корону послал через Геиденрейха (или Генрика), епископа Армаканского, а позже Хелмского; тот с архиепископом Рижским в поле у Новогрудка (так как в Новогрудке не было достаточно просторных костелов) по обычным обрядам короновали нового короля”.

Или вот ещё Густинская летопись (XVII в.), под 1252 г. описывает коронацию Миндовга в Новогрудке: «“Въ то жъ лето великій князь Литовскій Миндовгъ коронованъ бысть на кролевство Литовское въ Новогродку, за благословеніемъ папы Инокентія, презъ Генрика бискупа Хелмского, въ Прусехъ кардинала папежского”.
Всё взято с http://www.krevo.by/readarticle.php?article_id=40
Может тему уже пора переименовать в "Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты"? Так будет вернее.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-03-2007 07:05
Епископ Альберт Буксгевден (статья на немецком) http://www.estmonde.ch/personen/inhalt/deutschbalten/albert_von_buxhoeveden/albert-von-buxhoeveden.html

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 31-03-2007 13:28

В Хронике Петра из Дуйсбурга п.360 указывается, что Ноймаркт на берегу Девенца основал епископ Кульмской земли брат Лютер. Известно, что в то время комтуром Кульма был Отто фон Луттерберг и коментаторы приписывают ошибку хронисту. Однако, кульмский епископ Оттон(1323-49)только подтвердил локацию. Известно, что Ноймаркт возник вокруг селения Юлеборх, основанного пятью годами ранее (в 1320 году) Отто фон Луттербергом при предыдущем кульмском епископе Николае I(1319-23).

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-07-2007 02:32
24 Печать епископа Николая (возглавлял епархию в 1229-1253 г. г.) можно видеть в тех же источниках: Goetze, Taf. II, # 8; Brieflade, Taf. 22, #2; Manteuffel, S. 20/21. На печати Николая епископ держит в левой руке книгу (евангелие), а в правой - посох, также незамкнутой частью навершия к себе.
25 Brieflade, Taf. 22, #5. Хотя Иоганн I ф. Луне является вторым рижским архиепископом (после Альберта Зюрбера), но он первый пользовался печатью, на которой значится "архиепископ рижский" (там же, с.98).

27 После смерти Альберта (I) Буксгевдена в 1229 г. бременский архиепископ, считая себя митрополитом Ливонии (т.к. первые епископы - Мейнгард, Бертольд, Альберт были посвящены в сан в Бремене), назначил ливонским епископом каноника бременской церкви Альберта Зюрбера. Но рижский соборный капитул избрал на это место священника из Магдебурга - Николая, который был утверждён папой в 1231 г. А. Зюрберу пришлось уехать из Ливонии. В борьбе за рижскую кафедру он добился посвящения в сан архиепископа ливонского и прусского (в 1245 г.), а также заверения, что возглавит ливонскую церковь после смерти епископа Николая, что и произошло в 1253 г. В 1255 г. папа утвердил А. Зюрбера в сане архиепископа рижского. Его последователи также были архиепископами рижскими (см.: Арбузов, с.34, 39-40).
28 Goetze, Taf. II, #7; Brieflade, Taf. 22, #3, 4 und S.97-98; Manteuffel, S. 12/13. Рис.4 дан по изданию Г.Мантейфеля. Документы, скреплённые такой печатью, датируются годами: 1251 (Гёце), 1255 (Мантейфель), 1251, 1254, 1256 и 1269 гг. (Brieflade). Таким образом, будучи уже архиепископом рижским, А. Зюрбер пользовался печатью, на которой именовался архиепископом прусским.

102 Brieflade, Taf. 23, #11 u.S.100. Кстати, ещё одним новшеством на печати Фромольда ф. Фифхаузена 1350 г. было помещение фигуры архиепископа в так называемой дарохранительнице (часть интерьера католической церкви). Гербы епископств, в отличие от гербов и печатей самих епископов появляются значительно позднее, в XIV веке. Вероятно, впервые эмблему епархии стали использовать в епископстве Базельском. В гербе епископа Генриха III ф. Нойенбург (умер в 1274 г.) к его родовой эмблеме добавлен епископский посох с закруглённым навершием (см.: Hauptmann, Fig.27). Позже, в XIV столетии, посох как эмблема этого епископства фигурирует на отдельном щите (там же, рис. 29). Ещё позже видоизменённое изображение этого посоха стало гербом горда Базеля. К 1319 г. относится печать Мюнстерского епископства, представляющая два гербовых щита под епископской митрой; на одном щите изображён родовой герб, на другом - эмблема епископства. Siebm. Wpb.-2, Taf.

93 Конечно, само по себе включение папского символа в печать не привело к радикальному улучшению отношений между святейшим престолом и Орденом. Епископские жалобы папе на него продолжались (и даже усилились), и в частности, в 1354 г. по просьбе архиепископа Фромгольда папа в очередной раз отлучил Орден от церкви за непослушание и наложил интердикт на его владения (т.е. запрет на богослужения в орденских церквях).

http://geraldika.ru/symbols/4208

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-07-2007 03:07
Стодевешер в этой ссылке назван Стадеветером!

В начале XV века архиепископом города стал Сильвестр Стадеветер (1448-1479), заключивший договор с Швецией и возобновивший борьбу с орденом. Человек лживый, неискренний, двуличный, он желал лишить Ригу вольностей. Результатом его вероломной политики был ландтаг в Кирхгольме (1452), по которому Pига, вместо одного, приобретала двух покровителей-властелинов: архиепископа и магистра ливонского ордена; им обоим город должен был присягать на верность; от обоих зависело утверждение избранного фохта города; без согласия обоих город не мог издать ни одного закона. Городу оставалось одно из двух: или начать борьбу с обоими узурпаторами, или сблизиться с одним из них. В 1454 году он присягнул магистру Менгдену, как единственному своему господину.
http://salebook.lgg.ru/files/rv/021815032904.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-08-2007 03:36
Хоругвь епископа Кульма



Хоругвь епископа Померании



Хоругвь Епископа Самбийского



Хоругвь епископства Вармии


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-09-2007 05:33
История замландских епископов, поскольку она имеет значение для города Фишхаузен, упомянута в первой части этого юбилейного сборника. Остаётся лишь привести перечень их имён, так как все они имели резиденцию в здешнем замке.

1. Генрих I фон Штриттберг7 (1264-1274 гг.).
2. Христиан фон Мюльхаузен (1276-1294 гг.).
3. Зигфрид фон Рейнштейн (1294-1318 гг.).
4. Иоганнес I (1320-1344 гг.).
5. Якобус (1344-1357 гг.).
6. Бартоломеус (1358-1378 гг.).
7. Дитрих Тило (1379-1385 гг.).
8. Генрих II Куваль (1387-1397 гг.).
9. Генрих III фон Зеефельд (1397-1414 гг.).
10. Генрих IV фон Шауэнбург (1414-1416 гг.).
11. Иоганнес II фон Зальфельд (1416-1425 гг.).
12. Михаэль Юнге (1426-1442 гг.).
13. Николаус I фон Шёнек (1442-1470 гг.).
14. Теодерик фон Куба (1470-1474 гг.).
15. Иоганнес III Ревинкель (1474-1497 гг.).
16. Николаус II Кройдер (1497-1503 гг.).
17. Пауль фон Ватх (1503-1505 гг.).
18. Гюнтер фон Бюнау (1505-1518 гг.).
19. Георг фон Поленц (1518-1525 гг.)8.

http://fishhausen.by.ru/book/10.htm

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 07-10-2007 00:41
Альберт I фон Аппельдерн (Альберт фон Буксгевден) - Рижский епископ в 1199—1209 годах, первый водворитель христианства и германства в Лифляндии. Оба его предшественника Мейнгард как миссионер-проповедник и Бартольд с крестоносцами, имели мало успеха. Альберт первым делом завел почти совершенно регулярные ежегодные весенние походы, для которых он часто лично вербовал участников в северо-западной Германии; он пленял их и
мирскими благами в обращаемой в христианство стране, так что многие тогда же там и водворились. Основанием Риги в 1201 г. он доставил постепенно возрастающей немецкой колонии надежную точку опоры; чтобы быть готовым к войне и в том случае, когда пилигримы
возвратятся домой или станут являться в менее значительном количестве, он основал в 1202 году при посредничестве своего памятника орден "Братьев Христова рыцарства", обыкновенно
называемых меченосцами. Почти в беспрестанных походах он завладел землями сначала к северу от Двины (Лифляндия), а затем и расположенными южнее (Курляндия и Семигалия);
воспрепятствовать овладению Эстляндии датчанами он не имел силы. Принадлежащим к Римско-Германской империи ленным князем завоеванного им края он признан в 1207 и затем вторично в 1225 г. Треть своих владений он отдал в ленное владение ордену; впоследствии, когда меченосцы слились в одно с Тевтонским орденом, возникли долговременные препирательства. Что касается церковных дел, то он по мере новых завоеваний основывал рядом с Рижским новые епископства — Эстляндское, Эзельское, Дерптское, затем Семигальское
и Курляндское, для которых был формально утвержден папою в качестве митрополита его наследник Альберт II. Таким образом, ко времени его смерти — 17 янв. 1229 г. — было положено прочное основание епископско-рыцарскому лифляндскому государственному организму
последующего времени и самый этот организм включен в состав германской империи, хотя он, впрочем, ввиду отдаленности от коренных имперских земель и недостатка в немецком крестьянском сословии, и сохранял всегда характер немецкой колонии среди чуждого
в племенном отношении эстонско-финского и латышско-литовского населения. Ср. Бинеман, "Aus baltischer Vorzeit" (Лейпциг, 1870); Гаусман, "Das Ringen der Deutschen und Danen
um den Besitz Estlands" (Лейпциг, 1870).

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

http://wapedia.mobi/ru/
http://wapedia.mobi/lv/Alberts_fon_Buksh%C4%93vdens

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-11-2007 04:55
Церковь Св. Иоанна Крестителя
Страна: Латвия
Город: Цесис
Адрес: Торня улица, 2а
В интерьере размещены надгробные плиты ряда магистров Ливонского ордена и епископов - образцы декоративного искусства XV-XVI вв. Среди них выделяется позднеренессансное надгробие епископа И.П. Нидецки (ок. 1588 г.), где в нише размещено скульптурное изображение полулежащей фигуры покойного.
© В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г.
http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=6136


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-07-2008 05:08
Теодорих (на латыш. яз.) http://www.segewoldiana.sigulda.lv/vesture/13/teoderihs.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-08-2008 05:24
Мы и Россия. Епископ и его потомки

Cлавный наш город Ригу в 1201 году основал епископ… И далее всяк мало-мальски образованный рижанин назовет имя основателя – Альберт! И назовет рижскую улицу и площадь, названные в его честь, и даже вспомнит его фамилию – Буксгевден. А начитанный человек в подтверждение сошлется на Генриха Латвийского, автора «Хроники Ливонии», который записал: «В 1201 году, на третий год своего посвящения епископ Альберт возвратился в Ливонию с пилигримами, и в то же лето построен был город Рига». Хорошо образованный при этом иронично заметит, что сам Генрих тому свидетелем быть не мог – в тот год ему было всего 13 лет. И сошлется на труды Адама Олеария, который уверял, что начало Риге положил предшественник Альберта – Икскюльский епископ Бертольд, а Альберт только достроил и укрепил город, окружив его стеной. Или вспомнит шведского историка Иоганна Магнуса который искренне уверял, что закладка Риги произошла в 1186 году. Кто-то возразит: упомянутые авторы сами жили в XVI-XVII веках. Тогда возразившему приведут фрагмент из «Хроники ливонской провинции» Бальтазара Руссова где написано, что «в 1198 году прислали епископа из Бремена, по имени Бартольд… он стал первым строить Ригу», а так же выдержку из ливонской «Рифмованной хроники» от ХIII века, где черным по белому написано: «Епископ Бертольд начал Ригу строить от основания».

Епископ, но не совсем основатель

Оставим спорщиков в покое, и порассуждаем сами, сопоставив некоторые точно зафиксированные даты и события. Залезем в солидные академические издания, где прочтем, что Альберт – каноник Бременский – в 1199 году был возведен в сан епископа и назначен епископом в Икскюль (Икшкиле). Епископ – высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы. Провославных епископов назначал Патриарх, англиканских – король (или королева), католических назначал Римский папа.

Дальше в академических изданиях читаем, что базой для дальнейших завоеваний епископ Альберт избрал не Икскюль, находящуюся вдали от моря, а Ригу, расположенную вблизи устья Даугавы, которая задолго до прихода немцев была известна как рыночное место. Сюда в 1201 году Альберт и перенес из Икскюля свою резиденцию. С того же 1201 года он уже епископ Рижский.

А вот здесь остановимся. Ведь Альберт не сам же назначил себя Рижским епископом. Это мог сделать только папа. Для этого Рим должен был получить ходатайство с обоснованием и убедиться, что Рига – не только «рыночное место». Как Альберт мог быть назначен епископом в город, которого еще не было?

Учитывая расстояние, ходатайство от Риги до Рима по тем временам шло около года, да в канцелярии папы сколько-то пролежало, и еще год булла папы шла назад. Как мог епископ Икскюльский начинать собираться на епископство в Ригу, еще не получив на то благословения папы? А если уже получил и поехал, то, значит, было куда: и дом, хоть какой-то, под резиденцию был, и помещения для капитула. А кто же все это к 1201 году построил? Не сам же Альберт, в свободное от основной работы время.

В год, который мы считаем годом основания Риги, наш епископ еще сидел в Икшкеле, за стенами замка, и лишь в 1202 году, когда получил буллу Иннокентия III (это точная дата) переехал к новому месту службы епископом Рижским. Да, потом он мог приказать начать в городе строительство, но не в 1201 году, тем более не с самого основания. Да и предшественник его Бертольд тоже не мог – недосуг ему было, занят был крещением непокорных язычников и сраженьями с ними.

Кто же тогда город построил? Полагаю те, кому он нужен был, как «рыночное место». То есть, построили купцы, которые торговали здесь уже как минимум три века. В этом вопросе больше верится не ангажированным немецким хроникерам, а нейтральной стороне – шведу Иоганну Магнусу, уверявшему, что закладка Риги произошла в 1186 году.

Альберт, но не совсем Буксгевден и точно не прародитель

Тем не менее, рассказ наш пойдет о славном нашем епископе Альберте Буксгевдене, а потому разберемя кто он, откуда и на самом ли деле он Буксгевден. Оказывается, не совсем.

О родовом имени Альберта нет единого мнения по сей день. Родился он около 1165 года в многодетной семье. Предки Альберта – Буксгевдены (Buxhoeveden) были благородные люди из крестьян, родовое имя которых до сих пор сохраняется в названии деревни Бексхеведе (Bexhoevede), что в 10 км от Бремерхафена.

Тем не менее, С. Аннинский, переводчик на русский язык и комментатр «Хроник Ливонии» Генриха Латвийского писал: «…и самого епископа Альберта и братьев его следует относить к роду фон Аппельдерн». А еще раньше И. Грубер в своей «Ливонской хронике», изданной в 1740 году, тоже причислил Альберта к роду фон Аппельдерн, и тоже сославшись на место в «Хронике» Генриха Латвийского, где брат Альберта упоминался как Иоганн из Аппельдерна.

Генрих Латвийский был прав, но ровно наполовину. Дело в том, что мать Альберта выходила замуж дважды, и вторым браком была замужем за Хогеро из деревни Аппельдерн. От двух браков она имела шестерых сыновей с разными родовыми именами. История не сохранила надежного документа, который помог бы установить, кто из них был кто… Зато достоверно известно, что в начале XIII века Альберт из деревни Бексхеведе стал руководителем жесточайшей экспансии католической церкви в Ливонию, сменив убитого неблагодарными крестниками епископа Бертольда, которого папа Клемент III в 1186 году утвердил на «епископство Икскюль на Руси». Ззвучит неожиданно, но именно так и написано в булле – in Ruthenia.

На Руси, так на Руси. А посему для достижения своих целей Альберт использовал циничную и двуличную дипломатию, как по отношению к местным вождям, так и по отношению к князю Полоцкому. Имея знакомства и родственные связи в Бремене, он посулил полоцким купцам таможенные льготы, предоставляемые этими ганзейскими городами, получив за это от князя не только разрешение крестить язычников, но и богатые подарки. При нем по всей Ливонии началось строительство замков. Вождям ливов цель строительства объясняли необходимостью их защиты от Полоцка, а князю – защитой от восстаний ливов. Для обороны и от Полоцка, и от ливов Альберт создал рыцарский Орден Братьев Рыцарей Христовых – меченосцев, населив теми рыцарями построенные замки. Постепенно Орден поставил под контроль не только племена ливов, но и выход в Балтийское море. Так в торговой цепочке Полоцк – Ганза появился крутой и алчный посредник.

Кроме того, Альберт привез с собой кучу братьев и свояков, вознамерясь создать эдакое автономное церковное княжество. Всю эту команду родичей он выдвигал на ответственные должности. Один из братьев, Энгельберт, стал пробстом Рижского конвента, Герман – первым дерптским епископом, Ротмар – настоятелем монастыря близ Дерпта, сводный брат Иоганн стал просто «весьма славным рыцарем», свояк Энгельберт из Тизенхузена получил в лен округ с замком в Отепя, став родоначальником могучего ливонского рода Тизенгаузенов.

Но вскоре пути-дорожки Альберта и Ордена разошлись. Если при первом разделе территории Ливонии епископ получил 2/3, а меченосцы – 1/3 земель, то при завоевании новых территорий усилившийся Орден стал изменять это соотношение в свою пользу. Из-за этого враждовали рыцари с церковниками не один век…

Но их создатель и вдохновитель этого уже не увидел. Альберт умер в 1229 году, и был погребен в Рижском Домском соборе. В 1773 году перезахоронен на Большом кладбище. Портрета не сохранилось…

Впрочем, даже в этом деле Альберт оставил загадку. В курземском городке Дундаге есть замок, где на стеле справа от входа, как уверяют местные жители, стоит скульптура Альберта. Ни подтвердить, ни опровергнуть это историки почему-то не могут.

Наконец, о последнем заблуждении в отношении нашего епископа. Наряду с титулом основателя Риги, Альберту приписывают титул прародителя прославленного остзейского рода Буксгевденов. Род на самом деле прославленный, сейчас мы об этом поговорим подробно, но вот прародителем его Альберт быть не мог. Поскольку был монахом.

Род Буксгевденов – изначально русский

Альберт, будучи особой духовного звания, вообще не должен был иметь детей и свой род остзейские графы и бароны Буксгевдены вели не от Альберта, а… от псковского князя Владимира. Подчеркну – речь идет о графах и баронах.

Дело в том, что у епископа был еще один младший братишка, тоже «весьма славный рыцарь» Дитрих (Теодерих). Его Альберт удачно пристроил и родовитости зело добавил, женив на дочери псковского князя. От этого многодетного брака безродного рыцаря с русской княжной и пошел основной род остзейско-славянских Буксгевденов, сразу же став дворянским.

В честь великого породнения с псковским князем Владимиром крестоносцами был назван город Вольмар (ныне Валмиера).

Польщенный князь стал вынашивать планы еще большего сближения с немцами, за что был изгнан из Пскова. После чего он, естественно, ушел вместе с женой и сыновьями в Ливонию, где был назначен фогтом, то есть руководителем целого округа. Но из-за злоупотреблений князя на посту немцы взяли его за шиворот и в 1225 году выдворили назад.

http://www.gazeta.lv/story/1815.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-10-2008 05:38
Rubon, возвращаясь к нашей старой дискуссии о епископе Николае и архиепископе Альберте, а также папских легатах, обратите внимание на этот исторический труд по ссылке ниже.

В 1225 г. папа отрядил своего итальянского вице-канцлера, епископа Вильгельма Моденского, чтобы тот выступил арбитром спора в Ливонии. Вильгельм вскоре заслужил доверие обеих партий и разработал возможные компромиссы в отношении границ, юрисдикции, податей, чеканки монеты и других вопросов, однако главный спор – кому быть господином в Ливонии – он разрешить не смог. Вильгельм Моденский пытался спасти Эстонию от раздора, передав её под прямой папский контроль и назначив вице-легата правителем, а немецких рыцарей превратив в вассалов. Но это делу не помогло – вице-легат позднее вернул земли меченосцам.

Когда Альберт умер в 1229 г., его преемниками провозгласили себя сразу два кандидата, появившихся в Риме. Одного назначил архиепископ Гамбург-Бременский; другого избрали рижские каноники. Хотя папа и приказал своему легату в Германии заняться данной проблемой, но этот клирик был слишком поглощён созданием оппозиции императору Фридриху ІІ, чтобы путешествовать в Ливонию или вести заседания. Поэтому он перепоручил свою задачу монаху Альнского монастыря в Бельгии.

Болдуин из Альны быстро превратился во врага меченосцев. Он договорился с местными жителями и вывел их из-под юрисдикции ордена меченосцев, по существу заняв от имени папского престола Датскую Эстонию. Это было серьёзной угрозой финансам ордена, поскольку подати и дани являлись его единственным источником средств для снаряжения войск и набора наёмников. Вместо того чтобы смиренно подчиниться постановлениям легата, как того требовал их устав и желал Волквин, братья-меченосцы решили сопротивляться. Противостояние Болдуина и меченосцев обострилось до такой степени, что первоначальная цель его миссии – избрание нового епископа Риги – фактически отошла на второй план. Наконец Болдуин одобрил кандидатуру Николая, предложенную рижскими канониками и архиепископом Магдебургским, и поспешил в Рим, чтобы пожаловаться на преступное поведение братьев-меченосцев.

http://www.templiers.info/web/a01.php?page=081012a

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 03-11-2008 21:11
Интересно, конечно. Только плохо, что никаких ссылок на первоисточники. Да и вообще к Урбану отношение неоднозначное.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-11-2008 05:57
Только плохо, что никаких ссылок на первоисточники


Да, это проблема, особенно для ресурсов, претендующих на серьезное изучение истории. Но, видимо, автор статьи посчитал, что это настолько общеизвестные факты, а статья ведь в принципе обзорная, что не стал давать ссылку на каждое утверждение.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-01-2009 10:22
Предпринимались миссионерские попытки насаждения христианства в Пруссии. Епископ Адальберт Пражский проповедовал в Пруссии христианство (X в.), но через несколько лет (997 г.) был убит язычниками. Его преемника, миссионера Бруно Кверфуртского, та же участь постигла в 1009 г. Миссия возымела успех только с основанием в 1206 г. цистерцианского1 монастыря в Лекно. Его аббату Готфриду удалось основать в 1215 г. прусское епископство, которое возглавил цистерцианец Христиан из Оливского монастыря. В 1217 г. по неясным причинам Христиан перешел от мирной миссии к военным действиям, пригласив крестоносцев.
http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/Filipp/18.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-01-2010 10:02
Епископ Альберт, основатель Риги



http://mysea.livejournal.com/749407.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 27-05-2010 11:12
Официальной датой основания города является 1201 год, основателем Риги является немецкий епископ Альберт фон Буксгевден (Albert von Buxhowden 1165—1229) из рыцарского рода Аппельдерн. Служил каноником в Бремене, и был назначен в 1199 году епископом Ливонии. К 1211 году его стараниями был уже построен Домский собор. Стремясь привлечь множество пилигримов из Германии он добился особой папской буллы, дающей индульгенции всем новопереселенцам. В 1204 Папой Иннокентием III был подписан указ об учреждении Ордена Меченосцев с подчинением епископу Рижскому (позднее — архиепископу). До 1257 года его резиденция архиепископов оставалась в замке Uexkull, после чего замок и владения были пожалованы магистру ордена, и явились началом одноименного дворянского рода, а резиденцию перенесли в Ригу. До 1561 г. городом управляли архиепископы Рижские, всего 20 человек.
http://www.apartments-riga.com/ru/welcome

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 13-07-2010 10:40
Кристоф Майер. Проповедники крестовых походов: нищенствующие монахи и Крест в XIII веке (Christoph Maier. Preaching the Crusade: Mendicant Friars and the Cross in the thirteenth century. Cambridge: University Press, 1994). «Поскольку епископы прибалтийских епархий часто не могли содержать себя, то они путешествовали из одного немецкого аббатства в другое, помогая прелатам в службах, собирая пожертвования и проповедуя крестовый поход».– Прим. ред.

Летопись Генриха Ливонского, переведенная на английский язык Джеймсом Брандиджем (университет Висконсина), представляет собой живое и умное описание периода 1180-1227 годов. Это одна из лучших средневековых летописей. Она явно написана для Вильяма Моденского, папского легата, который прибыл в Ригу в 1225 году. Эта летопись является наиболее тщательным и осмысленным трудом среди большинства современных ей работ. (The Chronicle of Henry of Livonia. Transl. James A. Brundage. Madison: University of Wisconsin Press, 1961).

http://www.litportal.ru/genre25/author5103/read/page/25/book23130.html

магистр
Группа: Участники
Сообщений: 324
Добавлено: 06-08-2010 19:53
Во время посещения Домского собора в Риге я сфотографировал парочку надгробных плит, но, к сожалению. Не записал, где чья. Одна из них, кажется, последнего архиепископа Рижского Вильгельма Бранденбургского, но которая, сейчас не вспомню. Кажется та, что с номером два в верхнем углу.

Фото1

Фото2

Фото3

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-06-2011 05:59
28 км от Риги, на берегу Даугавы. Название ливское, эстонские френды легко распознают ukskull. Примечателен тем, что тут было построено первые каменные здания в Балтии, еще до основания Риги. Как нам говорит Википедия, стоявший во главе христианской миссии каноник Зеберского монастыря епископ Майнхард, построил в 1185 году замок, а в 1186 году церковь.
Водохранилище Рижской ГЭС, в прошлом имени Ленина. На островке видны руины той самой первой церкви. В августе уровень воды понижают, и до них можно добраться посуху.
Памятник св. Мейнарду.

http://ostseer.livejournal.com/3312366.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-08-2011 07:34
В центре монеты находится изображение фенинга Епископа Альберта, который начали чеканить в 1211 году в Риге.
Номинал: 1 lats
Материал: Серебро 925
Вес: 12.50 г
Диаметр: 28.00 мм
Тираж: 5000 шт.
Цена в кассах Банка Латвии: 22.50 лат (~45 USD)

http://ziniker.livejournal.com/175728.html




Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-01-2014 08:28
Банк Латвии (БЛ) выпустил в обращение юбилейную монету «Рижским деньгам — 800», сообщил руководитель отдела по общественным отношения БЛ Кристап Отерсонс.
Автором графического дизайна монеты является Инта Саркане, гипсовой модели — Янис Струпулис.
Серебряная монета выпущена в честь 810-летия Риги, и на ней изображен пфенниг времен епископа Альберта, который начали чеканить в 1211 году.
Торжественная церемония в честь выпуска монеты в обращение состоится во вторник, 16 августа, в Доме Черноголовых. В ней примет участие мэр Риги Нил Ушаков, представители БЛ и ученые.
Банк Латвии выпустил в общей сложности около 20 золотых и серебряных памятных монет, посвященных Риге. Всеих их можно будет увидеть на выставке в Доме Черноголовых во время праздничной недели. В Доме Черноголовых можно будет также увидеть старинные монеты из собрания Музея истории.

http://www.nasha.lv/rus/novosti/latvia/society/67959.html

Страницы: << Prev 1 2 3 4  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / персоналии - прибалтика / Епископы и архиепископы Ливонии и Пруссии: иконография и тексты

KXK.RU