Византийская фортификация

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:    

Раздел: 
средневековые замки / замки разных стран мира / Византийская фортификация

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 28-08-2004 05:38
Благодаря вопросу Галины в другой теме, открываю эту тему.

Хорошая картинка Тинторетто. Рената, обратите внимание на стены города. Что скажете, с точки зрения фортификационных качеств, как архитектор?




Захват Константинополя. Картина Якопо Тинторетто.
Более крупно картину можно посмотреть тут: http://litvin.org/glavy/zm35.jpg

Хочу дать полную характеристику, не только фортификационную, но и архитектурно-тектоническую. Иллюстрация, прямо скажем, не лучшего качества, не видны многие детали. В частности, оформление входа в город. Но очень похоже, что капители там ионического или коринфского ордера, поддерживающие полукруглую арку, декор которой также плохо различим. Будь это простая арка, можно было бы говорить о древнеримской архитектуре, например, но в декоре явно просматриваются черты маньеризма, стиля, следующего за Ренессансом. Это и не удивительно.

Джакопо Робусти, прозванный Тинторетто, известен как художник, который немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. С художниками барокко его связывают живописный пафос и "бесконечность" пространственных построений. Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. http://encycl.yandex.ru/cgi-bin/art.pl?art=bse/00079/12200.htm&encpage=bse

Стены города, на мой взгляд, не вполне напоминают венецианские крепости. Те, по моим наблюдениям, тяготеют больше к прямоугольным очертаниям и более строгой архитектуре. Больше сходства, например, с сооружениями госпитальеров на Родосе или Мальте.



Как известно, в те времена художники не стремились к исторической реконструкции и изображали персонажей дней давно прошедших в современных им (художникам) костюмах и окружающей обстановке. То же относится и к архитектуре. Вспомните хотя бы всем известные библейские сюжеты в искусстве. Полотна великих художников Европы, где Мадонные и святые располагаются отнюдь не в обстановке древнеиудейских жилищ, но в роскошном убранстве готических и ренессансных интерьеров (например, в Часослове герцога Беррийского работы братьев Лимбургов - ссылку потом поищу). Скорее всего, я излагаю известные Вам вещи, но, полагаю, другим будет интересно это прочесть.

Гость
Добавлено: 29-08-2004 06:26
Никак не доберусь до этой темы, все время отвлекают на др. вопросы...

С точки зрения фортификации. Полагаю все-таки, что в этом плане перед нами образец более позднего типа укреплений, нежели тот, что существовал в реальном Константинополе начала 13 века.

Начну с того, что хотя художник все-таки попытался передать реальную (на его взгляд) картину сражения, нигде не указав огнестрельного оружия (ибо его еще не было в ту пору), башни смотрятся достаточно массивными, чтобы выдержать разрушительную силу огнестрельных орудий.

Их достаточно близкое расстояние друг от друга и полукруглая форма позволяют не оставлять "мертвых секторов" при обстреле неприятеля из бойниц. В то же время, самих бойниц на картине не видно, что говорит об определенной стилизации, когда художник упростил себе задачу, ограничившись изображением лишь объемов крепости. Такой прием нередко можно увидеть на средневековых миниатюрах.

Еще одна характерная деталь, увенчивающая башни - т.н. машикули, навесные галереи, на которых расположились стрелки. Об этом достаточно много рассуждалось на форуме здесь, поэтому ограничусь лишь тем, что бойницы в толще замковых стен не позволяли видеть самое их (стен) подножие, для чего возникла потребность в устройстве подобных машикулей.
Вот это все, что можно вкратце заметить при взгляде на картину Тинторетто. Потом на досуге поразмыслю еще над некоторыми деталями.

Гость
Добавлено: 01-09-2004 20:13
Не первый день размышляю над стенами Константинополя. В принципе, это не совсем мой регион, но, судя по всему, стены Константинополя должны были иметь более архаические очертания, если верить этому:

Сирийская и отчасти малоазийская архитектура склоняется к отчетливым геометрическим объёмам, поставленным
изолированно, к небольшим проёмам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. В константинопольской архитектуре и в архитектуре других крупнейших городов византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к
преобладанию их над наружными массами здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи с городской застройкой.

Константинополь — столица империи и центр мирового искусства.
В самом Константинополе наиболее выдающимися памятниками архитектуры V в. являются городские крепостные стены, цистерны, базилика Студийского монастыря и Халкопратийская базилика.
Константинополь сложился как город ещё до последней четверти V в. Грандиозные стены и городские ворота, построенные при Феодосии II в первой половине V в., завершили собой городской ансамбль.

В истории искусства термином «колониальная архитектура» стали называть результат строительной деятельности франков на землях Византии после захвата крестоносцами Константинополя в 1204 г. Колонисты создали своеобразную архитектуру, в общих, чертах повторяющую западноевропейскую романскую и готическую, но в упрощенном и огрубленном виде. Готическая стрельчатая арка стала символом католической церкви на Востоке, но не более чем на столетие.
http://www.protoart.ru/ru/main/encyclopaedia/architecture_style/k/colony_style/

Судя по фото на этом сайте, каких-либо крупных остатков византийских сооружений в Стамбуле не сохранилось. А то, что сохранилось, было перестроено турками. http://story-taller.narod.ru/ist02/St02.htm

Вот еще интересный сайт http://www.geocities.com/the1821revolution/tayfun.htm - там по ссылкам есть разные реконструкции былых сооружений. Вот например:
http://www.geocities.com/the1821revolution/romania/PORTA_AUREA.htm http://www.geocities.com/the1821revolution/romania/OLD_GOLDEN_GATE.htm
Потом еще добавлю ссылок по теме.

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 22-09-2004 05:20
Об архитектуре ромеев, на мой взгляд, известно гораздо меньше, чем о зодчестве других регионов. Данной темой надеемся восполнить этот пробел. Шли мы к этой теме довольно давно.
Сначала появились первые скромные упоминания о византийской архитектуре в теме "Замки Средиземноморья" здесь

Затем Галина обратила внимание на эту картину:
http://litvin.org/glavy/zm35.jpg
В разговоре появились сомнения об адекватности изображения стен Константинополя. Но информации было мало - больше теоретических рассуждений.

Но вот Александр открыл на форуме здесь тему "Византийская держава. История и культура государства ромеев" и любезно предоставил нам ссылки по византийской архитектуре в посте от 22-09-2004 00:42

Изучив предложенные ссылки, предлагаю вниманию всех фото и реконструкцию оборонительных стен Константинополя.











Др. иллюстрации и тексты см. здесь:
http://www2.arch.uiuc.edu/research/rgouster/walls/walls.html
http://es.geocities.com/mundo_medieval/bizancio/murallas.html

Карта Константинополя:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-10-2005 05:25
Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406) - в этом историческом документе встречаются описания укреплений Константинополя и др. мест:

Город Константинополь хорошо защищен высокой мощной стеной и большими прочными башнями; стена [имеет в плане вид] треугольника, от угла до угла шесть миль, так что ее общая длина составляет восемнадцать миль, что равняется шести лигам. Две стороны [стены] обращены к морю, третья к суше. Против угла, не обращенного к морю, на возвышенности, располагается императорский дворец. Несмотря на то, что город велик и защищен большой стеной, он не весь плотно заселен, так как внутри его много возделанных холмов и долин, засеянных пшеницей или [отведенных] под сады. Там, где сады, — дома, как в предместье. И это внутри города, а более заселена нижняя часть, которая ближе к морю. Наибольшее оживление в городе у ворот, выходящих к морю, особенно у тех, что против города Перы, потому что туда приходят разгружаться торговые суда и корабли.

Город Пера — маленький, плотно заселен и с крепкими стенами, с хорошими и красивыми домами. Он принадлежит генуэзцам и является частью их владений. Населен генуэзцами и греками и расположен совсем близко от моря, так что между [городской] стеной и морем остается [незначительное] пространство, куда может поместиться одна каррака или чуть больше. [Городская] стена начинается у моря, потом взбирается на холм, где на самом верху высится большая башня, откуда сторожат и охраняют город. Этот холм, где стоит башня, не так высок, как тот, что расположен за стеной. Этот гораздо выше, чем тот, что в городе.

Несколько позже прошли мимо двух замков, расположенных на двух холмах у моря, один из них называется Гироль Греческий, другой — Гироль Турецкий. Один находится в Греции, а другой в Турции. Тот, что на греческом берегу, — разрушен и необитаем, турецкий — населен. На море между этими двумя замками прямо в воде стоит башня, а у подножия турецкого замка высится скала, а на ней тоже башня. От замка до этой башни идет стена, а между этими двумя башнями, от одной до другой, [ранее] протягивали цепь. И когда эти греческая и турецкая земли принадлежали грекам, то эти замки и башни были выстроены для охраны входа в этот город и пролив. А когда какой-нибудь корабль или судно плыло из Великого моря в город Перу или Константинополь или какой-либо иной корабль хотел войти в море, то натягивали эту цепь от одной башни до другой и не позволяли проплывать, пока не заплатят пошлины.

Вскоре поравнялись с одним маленьким замком на турецком берегу, расположенным на скале. Море окружало [замок] со всех сторон, оставляя маленький проход, и этот замок назывался Секелло.
http://www.vostlit.info/Texts/rus8/Klavicho/text1.htm

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 26-10-2005 04:43
Описание укреплений есть в этом историческом труде:
Стивен Рансимен
ПАДЕНИЕ КОНСТАНТИНОПОЛЯ В 1453 ГОДУ http://enoth.narod.ru/History/Constantinople.htm

Там же есть план Константинополя:
http://enoth.narod.ru/History/Const_XV_C.GIF

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 06-11-2005 04:49
Укрепления Константинополя в X веке


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 22-06-2006 03:02
КОНСТАНТИН I ВЕЛИКИЙ /Flavius Valerius CONSTANTINUS MAGNUS/ (27.2.280 - 337), римский император с 306 года. Поддерживал христианство, на смертном одре приказал крестить себя.

Главным деянием Константина стало основание новой столицы Римской империи. Он назвал ее Вторым, или Новым, Римом. Эти названия быстро вышли из употребления, и город стал именоваться "городом Константина" - Константинополем (совр. Стамбул). На строительство города израсходовали огромные средства: 30 тысяч килограммов золота только на сооружение городских стен, крытых колоннад и водопроводов. Чтобы придать блеск новой столице, ограбили старую. Из Рима увезли большое количество статуй. Почти все крупные города империи были вынуждены отдать часть произведений искусства для Константинополя. Многие знатные римляне переселились в новую столицу.

http://users.livejournal.com/_m_u_/191126.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-03-2007 06:55
O впечатлениях от Турции
Алания очень красивый город, живописно лежащий в горах.
Ее главная достопримечательность - византийская крепость. Построена она была, если мне не изменяет память, во 2 веке нашей эры, а длина ее стен - около 8 километров. Подниматься к ней надо по серпантину, по узкой дороге

http://syntinen.livejournal.com/431869.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 25-09-2008 13:56
Поэтому, несмотря на то, что Херсонес стремился к большей самостоятельности, вместе с тем, конечно, он не был заинтересован в разрыве с Византией. Зависимость Херсонеса выражалась в том, что уже в конце V в. здесь находился византийский гарнизон, который содержался на местные средства; существовал викарат — учреждение, собиравшее с населения подати и торговые пошлины; византийская администрация объединяла военную и гражданскую власть. В конце V в. в городе началось большое крепостное строительство, указывающее на значение города в качестве византийского форпоста в Северном Причерноморье. Особенно обширное строительство крепостных стен велось в VI в., при императоре Юстиниане I; именно в это время была, вероятно, сооружена мощная береговая линия стен, усилены и надстроены остальные оборонительные сооружения в соответствии с византийской стеностроительной практикой того времени.

Византийские правители сооружали крепости и на подступах к Херсонесу. Кроме того, по словам Прокопия, Юстиниан I построил два укрепления на южном берегу — Алустон (нынешняя Алушта) и в Горзувитах (нынешний Гурзуф). Оба города были крупными поселениями, преимущественно аланскими. В том, что Горзувиты по своему этическому составу были не греческим городом, убеждает их обширный могильник Суук-су, о котором еще пойдет речь. Горзувиты и Алустон приобрели значение стратегически важных византийских крепостей так же как и Мангуп и Эски-Кермен. Эти крепости были призваны не только защищать византийские владения степняков, но и осуществлять цели внутренней византийской политики в Таврике — закреплять зависимость населения этого края от Византии и подавлять возможное его сопротивление.
http://www.interbron.ru/krym/viz.php

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-03-2009 05:38
Едикуле (Семибашенный замок) и стены Константинополя
http://community.livejournal.com/zamki_mira/50179.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-02-2011 03:44
Замок — фортификационные сооружения получили большое распространение в Византии, откуда они к IX веку проникли в Западную Европу.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%85%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D0%B0_%D0%92%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B8

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-11-2011 11:10
Крепостные стены Константинополя, наверно, самый интересный византийский объект в Стамбуле, после храма Св.Софии. Но, почему-то, туристы уделяют ему мало внимания.
Стены опоясывали город с суши и моря. Строились они в разное время и по разным технологиям. Лучше всего сохранились, так называемые, "стены Феодосия" - сухопутная фортификация, прикрывающая Константинополь с запада. О них и пойдет речь в данном посте.
Удобней всего начинать осмотр Феодосиевых стен с юга, от турецкой крепости Едикуле, куда можно легко доехать из туристических кварталов на электричке с вокзала Сиркеджи. Остановка так и называется - Едикуле. Правда, часть стен находится еще южнее турецкой крепости и доходит непосредственно до моря.

http://maximus101.livejournal.com/35016.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / замки разных стран мира / Византийская фортификация

KXK.RU