Кочевники (монголо-татары, печенеги, половцы, хазары) и др. цивилизации Востока

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Кочевники (монголо-татары, печенеги, половцы, хазары) и др. цивилизации Востока

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Гость
Добавлено: 26-06-2004 01:57
Ссылки:
step-ta-voliy.narod.ru/
www.geocities.com/Athens/Olympus/3505/
members.tripod.com/Mongolian_Page/links.html
steppe.hobi.ru/works/robes.shtml

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 01-07-2004 11:48
vestep.narod.ru/
www.geocities.com/kaganate/

Монголо-татарское иго litvin.org/glavy/8.htm
www.litera.ru/slova/empire/emp19.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 17-09-2004 18:44
Кочевники http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?14+0406+14406050+HTML

Европа после гуннов http://nauka.relis.ru/cgi/nauka.pl?14+0407+14407048+HTML

Карта продвижения гуннов по Евразии: 1 - империя гуннов, 2 - "царство гуннов" в Дагестане, 3 - империя Аттилы. Обозначения на карте показывают: а - полукочевой и оседлый образ жизни, б - нашествие, в - обретение "родины", г - границу лесов.

Реферат статьи Горбунов В.В. и Исупов С.Ю. Монгольские шлемы с территории Алтая. из сборника "Материалы по военной археологии Алтая и сопредельных территорий", Барнаул, 2002 http://tgorod.ru/index.php?topgroupid=2&groupid=7&subgroupid=5&contentid=237

ландмейстер
Группа: Участники
Сообщений: 246
Добавлено: 28-09-2004 15:40
Форум по кочевникам http://nashayurta.atarn.ru/index.php?sid=13e2ba41ea8d48a31113a0eae6c1945e

комтур
Группа: Участники
Сообщений: 140
Добавлено: 28-09-2004 15:59
О гуннах и Аттиле: http://www.steppenreiter.de/hunnen.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 05-10-2004 23:32
Кочевники в истории Крыма http://www.crimea.com/~blackdoc/biblio/history/crimea/crimea.htm

Плетнева С.А.
КОЧЕВНИКИ ЮЖНОРУССКИХ СТЕПЕЙ В ЭПОХУ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (IV-XVIII ВЕКА) http://auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=2153

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 18-10-2004 01:28
Цыгане http://his.1september.ru/article.php?ID=200204805

Хазарский каганат http://www.hagahan.narod.ru/

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 03-11-2004 17:52
История татар http://duslar.narod.ru/indexS3.html

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 08-11-2004 22:44
ИСТОРИЯ ЗОЛОТОЙ ОРДЫ http://www.auditorium.ru/aud/p/showindex.php?ShowIndex=3364

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 15-12-2004 03:24
История татар http://tatarica.narod.ru/history/materials/knhistory.htm

Понятие "скифы" в приложении к варварам во времена поздней империи (по фрагментам сочинения Приска Панийского) http://centant.pu.ru/centrum/publik/confcent/1999-10/nechaev.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 12-01-2005 03:01
Искусство скифов (много изображений из коллекции слайдов John Haskins) http://www.pitt.edu/~haskins/

Др. информация о скифах http://phorum.icelord.net/read.php?f=1&i=6095&t=6014

"Казани - 1000 лет" – интересные выставочные материалы http://www.rusarchives.ru/evants/exhibitions/kazan1000_exp.shtml

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 05-02-2005 00:22
Несколько ссылок о скифах.

105. Затем скифы пошли на Египет. На пути туда в Сирии Палестинской скифов встретил Псамметих, египетский царь, с дарами и просьбами склонил завоевателей не идти дальше. Возвращаясь назад, скифы прибыли в сирийский город Аскалон.

Геродот. История. IV. Карта. Примечания 1-81 к "Мельпомене". Отрывки из других книг.
http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_517.htm

Василий Татищев. Сказание Геродота Гелиокарнасского о скифах, сарматах и проч. http://kirsoft.com.ru/freedom/KSNews_473.htm

Начало истории скифов отмечено их войной с киммерийцами, которые были вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII в. до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы завоевали Мидию, Сирию, Палестину и господствовали в Передней Азии, но в начале VI в. до н. э. были вытеснены оттуда мидийцами. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BA%D0%B8%D1%84%D0%B8%D1%8F

Скифы http://www.crimea.com/~blackdoc/biblio/history/crimea/skifi/skifi.htm

Из популярной энциклопедии «Неславянская Россия» http://www.sib.net/n_russia/index2.html

О скифах в Палестине http://warhistory.ukrlife.org/1_03_4.html

У фантаста В. Щербакова есть такие стихи:

С колчанами, открытыми, как гроб.
Израиль, будь настороже!
Скифы могут вернуться,
Повинуясь слову.

http://www.top140.com/fantasy/library/sherbakov-27.htm

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 02-03-2005 13:12
Не совсем уверен, что это сюда, но все же...
История и культура народов Северного Кавказа http://www.as-alan.narod.ru/

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 06-04-2005 18:24
Литература по истории Крыма http://lib.crimea.edu/avt.lan/student/

Оттоманская империя http://campus.northpark.edu/history//WebChron/MiddleEast/Ottoman.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 01-10-2005 01:03
Западные тюрки в странах Востока http://buday.narod.ru/
Хазары http://hagahan.narod.ru/

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 25-10-2005 14:57
Рене Груссе "Империя Степей":
http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=11110

О Золотой Орде:
http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=11946

О Чингиз хане и его "монголах":
http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=10532

Информация из западных источников об истории Казахстана, России, б.СССР:
http://bb.ct.kz/index.php?showtopic=21635

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 26-10-2005 18:48
Петербургское востоковедение. Статьи на сайте: http://www.pvost.org/material/articles/index.html

Ссылки по востоковедению http://www.pvost.org/links/index.html

Самураи. Военная история Стивен Тёрнбулл
http://www.fictionbook.ru/ru/author/tiernbull_stiven/samurai_voennaya_istoriya/

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 19-11-2005 13:40
Книга в стиле Фоменко.

Артур Кестлер. Тринадцатое колено. Крушение империи хазар и ее наследие
По его мнению, падение Хазарского каганата породило несколько волн миграции, составивших основное ядро исповедующего иудаизм населения Восточной Европы.
http://lib.ru/INPROZ/KESTLER/hazary.txt

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-12-2005 04:55
Пожалуй, единственным источником, позволяющим составить представление о применяемой скифами тактике ведения открытого боя, является рассказ Диодора Сицилийского, жившего во второй половине I в. до и. э., о событиях, происходивших па Боспоре в 310— 309 гг. до н. э. В его капитальном труде «Библиотека» содержатся ценнейшие сведения по интересующему нас вопросу.
http://www.kurgan.kiev.ua/chernenko.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-10-2006 07:19
Золотая Орда, Улус Джучи - феодальное государство, основанное в первой половине XIII в. ханом Батыем, сыном хана Джучи, на территории Хорезма и Северного Кавказа. Батый в 1236-1255 гг. завоевал области волжских болгар, половецкие степи, Крым, Западную Сибирь. В середине XIV в. Золотая Орда была одним из самых больших государств в Европе и Азии. Ее южные территории включали Тебриз (Иран), северные - Башкирию и Волжскую Булгарию; на западе она простиралась до Дуная, а на востоке - до Оби и Иртыша. Коренные русские земли не входили в Золотую орду, а попали в вассальную зависимость - население платило дань и подчинялось распоряжениям ханов. Золотая Орда была искусственным государственным образованием и просуществовала сравнительно недолго - около 200 лет. Колоссальная территория, населенная народами с различной культурой, вероисповеданием и обычаями, сепаратистские тенденции и бесконечные смуты (так, в 1361 г. назоло-тоордынском престоле сменилось шесть ханов, а после 1362 г. Золотая Орда фактически распалась на две части, границей которых стала Волга), неудачи в столкновениях с войсками Тимура, а затем русских князей предопределили падение Золотой Орды. Из нее выделилось несколько разноэтнических ханств - Сибирское, Узбекское, Астраханское, Казанское, Крымское и Казахское, Ногайская и Большая Орда.

Монголо-татарское феодальное государство (в вост. источниках Улус Джучи), основано в начале 40-х годов XIII века ханом Батыем (1208-1255+), внуком Чингисхана в результате завоевательных походов монголов. В состав Золотой Орды входили Западная Сибирь, Северный Хорезм, Волжская Болгария, Северный Кавказ, Крым, Дешт-и-Кипчак (Кипчакская степь от Иртыша до Дуная). Столицы: Сарай-Бату (Нижняя Волга, Ахтуба, городище около с.Селитренного Астраханской области), с первой половины XIV — Сарай-Берке (Нижнее Поволжье, в нынешней Волгоградской области). Территория Золотой Орды была поделена на улусы.

http://erudit-loto.livejournal.com/251239.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 29-11-2006 10:20
"ХРОНОС". Ресурс содержащит обширные хронологические таблицы. Присутствуют полные хронологии Хазар, Эфталитов, Сяньби и Хунну, Средней Азии, Монголов, Евроазии и Золотой Орды. Кроме этого представлены генеалогические таблицы.
http://www.hronos.km.ru

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 07-12-2006 19:26
"КОЧЕВНИКИ" - раздел "Восточноевропейского археологического журнала". Этот раздел посвящен кочевникам восточноевропейского региона, в основном археологическим аспектам.
http://archaeology.kiev.ua/nomads/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-05-2007 03:31
Татары в Великом княжестве Литовском (Литва и Белоруссия) во второй половине 16 века-первой половине 17-ого. Основные поселения первого периода на территории Белоруссии.
С 1667 года Польско-Литовское государство воевало с Турцией. Татары, служившие в войске, назывались в это время «липки». Поляки решили сэкономить на татарах, которым они не платили жалованья несколько лет, и в 1671 году постановили выдать лишь его четверть. В ответ все татарские отряды в 1672 году перешли к туркам. Остались лишь «липки» на службе у Литвы. Потеря оказалась весьма болезненной.

В 1674 году Ян Собеский сумел склонить татар, которым турецкая служба показалась слишком деспотичной, к возращению, а Сейм дал им амнистию, вернув все привилегии. Был в 1679-ом также решен спор о долге. Поскольку польская казна была пуста, то татарам вернули старые земли у Гродно и Белостока и дали поместья из королевских владений.

http://community.livejournal.com/ru_history/881611.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-06-2007 04:35
Татары на русской службе

Части 1-3
http://aldanov.livejournal.com/61959.html
http://aldanov.livejournal.com/62221.html
http://aldanov.livejournal.com/62519.html

Я попытался упорядочить имеющиеся данные и ответить на основные вопросы, на которые не имел ответа:

1. О динамике перехода татар на русскую службу - какие периоды можно выделить и каков их вес
2. Чем отличаются эти периоды
3. Сколько татар было на русской службе к концу 16 века.

Как всегда, пытаюсь использовать количественные методы: см график.

http://community.livejournal.com/ru_history/929316.html

фогт
Группа: Участники
Сообщений: 95
Добавлено: 18-06-2008 13:22
Золотая Орда была искусственным государственным образованием и просуществовала сравнительно недолго - около 200 лет.

Интересно, разве 2 века это недолго? К примеру, столько же просуществовала Британская Империя(если считать от битвы при Плесси). Российская империя тоже как-то существовала лет 200...
Нельзя забывать о наследниках Золотой Орды: Крымский хан даже пытался палить Москву при Иване Грозном. Кроме того, а не является ли Государство Российское в той или иной мере политическим наследником Золотой Орды. У нас одних дворянских родов из татар треть? Это в качестве дискуссии. Олег

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 19-06-2008 05:24
Кроме того, а не является ли Государство Российское в той или иной мере политическим наследником Золотой Орды. У нас одних дворянских родов из татар треть? Это в качестве дискуссии.


Дискуссия тут вряд ли возможна: тема-то о кочевниках, а не о последствиях их существования.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-08-2008 04:53
— Сборник материалов, относящихся к истории Золотой орды. Том 1. Извлечения из сочинений арабских.
— О военном искусстве и завоеваниях монголо-татар и средне-азиятских народов при Чингис-хане и Тамерлане
http://gotfrid.livejournal.com/103687.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-07-2015 04:45
Марков Г. Е. Кочевники Азии

С лёгкой руки наших историков в «народ» ушло представление о том, что кочевое общество суть паразитическое, и ни на что, кроме грабежей, не способно. Можно вспомнить хотя бы из недавнего высказывания пресловутого Яковенко. Как правило, подобные учёные практически не выползают за рамки своих тем, и ознакомится с вопросом не желают. Между тем кочевники представляют из себя одну из самых больших загадок в истории, на мой взгляд, ничуть не меньшую, чем загадка Пирамид. Их образ жизни очень и очень отличается от жизни осёдлых, и недаром, во все времена, эти две «формации» сталкивались друг с другом в схватке – часто основанной просто на непонимании и неприятии друг друга. Кочевничье общество, кочевничье хозяйство, построено для одного – для выживания людей в суровых природных условиях. Какова его структура?
В нашей стране подобные споры занимают особое место – особенно среди советских учёных, востоковедов и – что смотрится довольно забавно – русистов. Дедушка Маркс, конечно, о кочевниках в своих работах не забывал, и упоминал о них, но вскользь. Не включив, конечно, их в свою туманную схему «Produktionsweisen». Поэтому изгонялись историки как могли. Asiatischeproduktionsweise здесь искать бесполезно, поэтому сделали упор на Feodalischeproduktionsweise. Вариант, казалось бы, безотказный – существуют вассально-ленные отношения, сеньор наделяет вассала средствами производства – землёй, и тот проводит планомерную эксплуатацию подчинённого населения… Красиво, понятно, стройно – для примера можно взять старенькую книжку Владимирцова, «Монгольский кочевой феодализм» (1934). Что служило объектом ленного пожалования, источником богатства? «Земля!» - так уверенно говорили и монголовед Владимирцов, и специалист по уйгурам Златкин, и известнейший арабист Першиц, прибавляя к «феодализму» слово «патриархальный». Да, действительно, глупый же вопрос, всё очевидно?
Но не всё спокойно в научном мире – почти сразу начали раздаваться голоса против. В 1955 г. этим голосом стал С. Толибеков, оспаривающий наличие феодализма у казахов дороссийского периода. Дискуссия была бурная, и достаточно плодотворная, однако большая часть кочевниковедов всё равно осталась на своих позициях, которые Толыбеков в недостаточной степени раскритиковал.
Однако наиболее чувствительный удар по «кочевому феодализму» нанёс историк и этнолог Геннадий Марков, автор книги «Кочевники Азии» (1977). Он рассмотрел социально-экономическую структуру четырёх наиболее крупных общностей – монголов, казахов, туркмен и арабов. Для всех этих общностей, как было установлено на множестве примеров, был характерно объединение на основе рода, или – реже – индивида, то есть – личностных отношений. На этом строится социум. Если большим массам людей нужно объединиться для экономических нужд, они делят между собой скот, а уже потом рассуждают о местах его выпаса. Если, скажем, монгольскому вельможе или арабскому шейху нужно будет наградить своего подчинённого, то он даст определённое количество голов животных. А где же земля? Ни источники права, ни немногочисленные нарративы, ни что иное не говорят о каких-то особых правах на пастбища. В праве кочевников нет понятия о размежёвке владений, нет понятия обмена и купли продажи. Земля, вернее, то, что из неё растёт, источники воды и торные дороги – всё это было общим, в большинстве случаев.
О каком феодализме в этих условиях может идти речь? И уж тем паче, о «восточной деспотии»? Но тогда возникает резонный вопрос – как можно обозначить этот весьма специфический способ производства, в котором, безусловно, сквозит что-то общее, заложенное не в абстрактных «формационных» категориях, а в самой хозяйственной необходимости? Увы – Марков не даёт ответа. Социальное кочевников было очень подвижным. Это явно не «военная демократия», поскольку знатность рода, богатство и определённые привилегии никто не отменял. Доклассовое общество? Тоже нет – слишком явно было выражено разделение между процветающими и выживающими. Да и словечко «патриархальный уклад» тоже не очень идёт, так как далеко не везде объединения возникали по крови.
Вопросы остались открытыми, и Марков на них не ответил. Но он смог показать главное – что в основе кочевничьей социальной реальности лежат спорадические личностные и экономические связи, которые далеко выходят за рамки привычных схем. Структуры этого общества настолько аморфны, что составить какую то модель очень сложно, хотя что-то общее у них есть, безусловно… А вот называть это общество «протоклассовым» очень сложно – во первых, классы, пусть даже и очень аморфные, существовали и у туркмен, и у арабов, и у прочих. Во вторых – сложно называть многотысячелетний социальный котёл «процессом образования классов» - слишком уж сложна реальность для таких глобальных обобщений и сведения всех процессов к «переходному периоду».
Пожалуй, второй важный вопрос – происхождение кочевничества. И опять же – Марков не даёт однозначного ответа на вопрос о том, откуда оно взялось. Но версию даёт вполне рабочую – о многоукладности хозяйства, в условиях ухудшающихся климатической условиях в горно-степных зонах Азии, когда земледельческо-скотоводческие племена постепенно приходили к мысли о сезонных перекочёвках. Первоисточники такой интересной перемены остаются загадкой, однако мысль о сложном генезисе кочевничества через хозяйственное объединение групп людей с разными типами экономик заслуживает внимания.
Итог: я не знаю даже, стоит ли эту книгу рекомендовать начинающему «интерессанту». В наше время они с огромным трудом продираются сквозь социально-экономические труды, предпочитая политику и культуру. С другой стороны – что ещё показывает, как жили люди, как договаривались между собой, что ели и пили? Так что попробуйте прочитать эту вещь. Она заслуживает самого пристального внимания.

http://alisterorm.livejournal.com/3499.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-07-2015 04:57
Пиотровский М.Б. Южная Аравия в раннее средневековье. Становление средневекового общества. М. Наука 1985г. 224 с. твердый переплет, увеличенный формат.
Нынешний директор Эрмитажа – примечательная личность, во всех отношениях. Это второй представитель династии Пиотровских, занимающих эту должность, причём – одарённый не в меньшей степени, чем отец. Не думаю, что стоит напоминать, кто такой Борис Пиотровский – известный археолог и востоковед, общественный деятель, многие годы посвятивший себя науке. Как оказалось, его сын тоже не лыком шит. Конечно, авторитет отца многое мог сделать для продвижения юного Михаила Борисовича, однако даже с ним окончить с отличием отделение арабского языка, а потом устроиться работать переводчиком в арабских странах достаточно тяжело. Эпоха, изучаемая отцом, Михаила не интересовала – его исследовательская мысль устремилась в Средневековье, а пытливый взгляд выхватил особый культурный регион, имеющий богатую и непростую историю – Йемен.
Одна из древних цивилизаций Востока располагалась именно там. Этот регион был изолирован от остального материка пустынями и хребтами Неджда и Хиджаза, однако был открыт всем морским путям. Йемен, в частности город Аден, принимали у себя корабли Индии, Персии, Египта, и служил своеобразным перекрестком культуры между другими цивилизациями, и находился под сильным влиянием их.
Пиотровский, следуя питерской школе арабистики, изучал прежде всего социальные структуры общества. Дело в том, что Йемен сохранил свою структуру вплоть до современности, и это общество – устойчиво, несмотря на многоукладность. Именно складывание общества и описал Пиотровский, пытаясь восстановить его основные черты. Дело совершенно непростое. Йемен образовался на обломках Химйаритского государства, когда в VI веке не самое слабое христианское государство Ближнего Востока (пусть даже и являющееся объектом постоянного «внимания» Аксума и Персии) попросту рухнуло, прекратив своё существование. Летописей и хроник сохранилось всего ничего. Поэтому источниками стали доисламская поэзия, памятные надписи, данные, извлечённые из Корана, хадис, более поздних арабских сочинений, актовые материалы кое какие… Неверный материал, хрупкий, поэтому выводы Пиотровского весьма условны, и являются скорее синтезом немногочисленных сведений о далёком прошлом.
Итак? Да, атрибуты власти сохраняются – есть малик со своей администрацией (кайлей – наместники, военные (mqtv и mhrg), знать (mr’s), административное чиновничество, состоящее из потомков персов (абна’), существуют категории податного населения (ра’ийа). Но в тоже время это общество отнюдь не является полностью огосударствлённым (ещё раз к вопросу о полумифической «восточной деспотии»). В течении многих веков уже существовала форма самоорганизации йеменцов – так называемый ша’б – нечто вроде территориальной общины. Вне всякого сомнения, глава ша’ба являлся также и государственным служилым, но это не меняет факта его общей автономии. Это и стало основной ячейкой общества. По мере того, как с севера проникали арабы-скотоводы, осёдлые жители вступали с ними в особо тесные анклавные отношения. Подобный анклав осёдлого и кочевничего элементов именуется каба’ил, и их сеть является наиболее устойчивой йеменской структурой. Ещё один интересный элемент – город. Он является также одной из форм существования ша’ба, с определённой долей ремесленных и торговых прослоек. Он имел довольно высокую долю самоуправления, что, как правило, редко приписывается «классическому» Востоку, и в нём даже не всегда присутствовал наместник (‘qb).
Таким образом, по описанию Пиотровского, Йемен выходит преинтереснейшей социальной структурой, и в дальнейшем, опять же, по его реконструкции, там сложилась система, отдалённо напоминающая варновый строй Индии. Система невероятна устойчива и живуча, она основана на непосредственных социальных связях, возникших ещё до торжества ислама, и продолжает жить много веков. Возможно, это связано с тем, что Йемен находился в стороне от великих потрясений, сотрясавших Ближний Восток и окрестности, но факт остаётся фактом. Впрочем, Пиотровский вовсе не собирается, как кажется, делать громкие выводы о социальной структуре этого общества. Специфика источников такова, что любая реконструкция прошлого достаточно условна, и делать выводы на таком неверном материале – очень трудно. Поэтому, без сомнения, книгу прочитать стоит, это интересная реконструкция социального через многосоставной источниковедческий анализ. Единственное, что бросается в глаза – это отсутствие концепции по отношению к материалу, в целом же работа заслуживает весьма высокой оценки.

http://alisterorm.livejournal.com/873.html

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / исторические вопросы / Кочевники (монголо-татары, печенеги, половцы, хазары) и др. цивилизации Востока

KXK.RU