Архитектура ХХ века до 1980-х гг.

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / Архитектура ХХ века до 1980-х гг.

Страницы: 1 2 3 Next>> ответить новая тема

Автор Сообщение

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 09-11-2004 06:21
Ссылки об известных архитекторах всего мира http://forma.spb.ru/area/links/links_archip.shtml

Латвийские архитекторы прошлого http://r1201.narod.ru/architects.htm
Латв. архитектор Зане Калинка и ее бюро http://www.kubs.lv/

Опера в Сиднее http://www.wsws.org/arts/1998/dec1998/oper-d04.shtml

Оригинал Утцона:

Здание Оперы в Сиднее http://www.gdaysydney.com/opera.html


великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 11-11-2004 18:19
Архитектор Ле Корбюзье http://www.krugosvet.ru/articles/58/1005881/1005881a1.htm

В 1940-х годах Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название «модулор».

Модулор http://sreda.boom.ru/ergonomic_modulor.htm
Антропометрия http://sreda.boom.ru/ergonomic.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 21-11-2004 16:45
Людвиг Мис ван дер Роэ

Немного найдется людей, которые любили бы современную архитектуру. Особенно в Петербурге, где образцом настоящего, высокого зодчества по традиции считается здание с колоннами, портиком и шпилем.

"Коробки" 20-го века мыслятся архитектурой суррогатной, придуманной от нужды и скудости для того, чтобы дать крышу над головой массе бедных людей - что, в принципе, правда. Дело осложняется еще и тем, что для наших людей "современная" постройка значит "советская", и началась она в самое невыгодное для зодчества хрущевское время. Это нечто неудобное, недолговечное, некрасивое.

И если спросить у соотечественника про спальные районы индустриальных городов: "Какой это стиль?" - он искренне удивится, поскольку трудно себе представить более полное отсутствие всяких примет стиля. Но "меньше - это больше", - так говорил один из главных героев архитектуры минувшего века, Людвиг Мис ван дер Роэ.

Творчество Миса ван дер Роэ обрело бесчисленных подражателей по всему миру. От радикальных творений Филиппа Джонсона до убогих советских "стекляшек". К началу 70-х эта мода себя исчерпала - казалось, навсегда.

Но с середины 90-х новые поколения зданий glass & metal, от безумных гигантов берлинской Потсдамерплац до не менее безумных российских киосков, заполняют города. Через тридцать лет после смерти великого минималиста мир переживает третье пришествие минимализма. И, похоже, архитектуру Миса вспомнят всякий раз, когда на горизонте замаячит призрак нового светлого мира.
http://www.newtimes.ru/artical.asp?n=3026&art_id=4708

Свою эстетическую концепцию Мис ван дер Роэ связывал с идеалистической философией неотомизма, согласно которой истоки прекрасного - в целостности, внутренней уравновешенности формы, математической чистоте ее пропорций. В абстрактности элементарных геометрических фигур, ясности прямого угла и параллельных линий Мис ван дер Роэ видел воплощение "абсолютной идеи", "высшей гармонии". "Лучезарность", "светлость" - одну из главных ценностей эстетики томизма - он воплотил в постройках, вся или почти вся поверхность ограждения, которых образована стеклом.
Кристаллические формы творений Мис ван дер Роэ были "приняты на вооружение" крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва ли не обязательными и для новых административных и коммерческих зданий, строившихся в странах Западной Европы.
http://www.protoart.ru/ru/main/encyclopaedia/persona/mis/?item_129.html

http://www.krugosvet.ru/articles/59/1005923/1005923a1.htm
http://www.arteria.ru/design_scale/left42.htm
http://www.idelo.ru/208/22.html
http://library.sredaboom.ru/designers/m/libr_mis.htm
http://www.oldis.de/archi-objekt-Mis-sigrem.htm
http://members.aol.com/richpat/860/860d2npm.htm
http://www.miesbcn.com/

Прага (Русская Чехия) - Уже в этом году легендарная вилла Тугенхат в Брно может быть включена в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Соответствующее решение ожидается осенью, после детального изучения состояния памятника. Вилла Тугенхат (на фото) была построена на Чернопольной улице в пригороде Брно в 1930 году знаменитым голландским архитектором Людвигом Мисом ван дер Роэ. На сегодняшний день это единственная полностью сохранившаяся в первоначальном виде постройка этого архитектора на европейском континенте. http://www.lenta.cz/0106/22tugenhat.htm

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 905
Добавлено: 24-11-2004 17:09
КНИГА ПО ТЕМЕ
Современная архитектура Франции
Издательство: Стройиздат, 1981 г.
Анализируются общее состояние современной архитектуры и градостроительства Франции, развитие теоретической мысли, организация строительства. Освещаются вопросы территориального устройства провинциальных метрополий, принципы формирования рекреационных зон. Рассказывается об архитектуре новых районов Парижа и парижской агломерации. Приводятся краткие сведения о наиболее крупных современных французских архитекторах.

Гость
Добавлено: 23-01-2005 13:41
Статья Виртуальная архитектура и конкурсный проект медиатеки Тойо Ито http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/d_014/main.shtml

Статья Бертольд Любеткин -великий русский модернист
http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/modern/main3.shtml

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 23-01-2005 17:14
zuses, приветствуем Вас на нашем форуме! Спасибо за предоставленные ссылки. Надеемся на дальнейший диалог в рамках нашего форума.

Пока еще немного ссылок по теме "Архитектура":

Питер Беренс (1866-1940), считающийся отцом-основателем дизайна, работал на AEG с 1907 по 1914 год в качестве архитектора, дизайнера и художника-графика. Будучи мастером своего дела, он оставил свой след не только в архитектуре заводов AEG, но также в дизайне изделий и рекламных материалов. Его работа в качестве промышленного дизайна стала образцом для многих других.
http://www.aeg.ru/index.asp?nodeurl=/node281.asp

Об архитектуре промышленных зданий http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/093/357.htm

Фабричные фото http://www.stahlseite.de/aausw.htm

Берлин. Турбинная фабрика фирмы «АЭГ» (первое в мире здание из стекла и стали). 1909. Арх. П. Беренс



Архитектор Петер Беренс – это, безусловно, веха в истории архитектуры ХХ века. В его мастерской учились Ле Корбюзье, Л. Мис ван дер Роэ. К тому же, подобно многим архитекторам конца ХIХ - начала ХХ веков, он не только строит здание, но и создает его предметное содержание: проектирует мебель, посуду, светильники, фурнитуру. Но в его творческой биографии есть то, чего нет у других архитекторов: перед 1-ой мировой войной деятельность П. Беренса тесно связывается с фирмой AEG – крупнейшим производителем электротехнической продукции Старого Света.
http://www.idi.ru/index.php?scat=2&sub=27&art_id=460

Беренс впервые разработал „фирменный стиль" - создал единый язык форм, придав всем объектам АЭГ образ взаимной сопринадлежности. Большое значение для формирования имиджа АЭГ имела работа Беренса-графика, автора фирменного знака, рекламных плакатов, в которых использовался характерный, запоминающийся шрифт. Как архитектор АЭГ Беренс известен прежде всего проектом турбинного цеха, построенного в Берлине (1908-09) и ставшего хрестоматийным образцом промышленной архитектуры начала века. Он проектировал также жилые дома для рабочих АЭГ, создал проекты дешевых гарнитуров мебели массового производства.
В период между двумя мировыми войнами собственно дизайнерская деятельность Беренса была основательно забыта, лишь бум дизайна 60-70-х годов побудил публицистов и историков не только вспомнить о нем, но и связать его имя с истоками промышленного дизайна.

http://library.sredaboom.ru/designers/b/libr_dijur_behrens.htm

Архитектура после 2-й мировой войны. На приведенном ниже сайте интересная обзорная статья по этому вопросу. Я же приведу лишь одну цитату:

1950-е и 1960-е годы – время появления нового поколения архитекторов, в котором нашлось немало последователей мастеров первой половины 20 в. Иногда они отказывались от использования ровных плоскостей и прямоугольных очертаний. Сааринен и итальянский архитектор Пьетро Луиджи Нерви проявили в своем творчестве больше независимости. Дворец спорта в Риме, построенный Нерви (1958–1959), подобен гигантскому зонтику, собранному из железобетонных ребер и панелей над залом в 5000 мест. К Сааринену известность пришла после возведения мемориальной арки Гейтуэй Арч в Сент-Луисе, сделанной из нержавеющей стали и поднимающейся на 192 м над Миссисипи. Свободные очертания здания аэровокзала компании TWA в нью-йоркском аэропорту им. Кеннеди (1956–1962) составляют полную противоположность прямоугольным объемам архитектуры Миса ван дер Роэ.
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007134/1007134a22.htm

Из той же статьи:
Ряд наиболее значительных проектных решений архитектуры 1970-х и 1980-х годов сохраняет связь с модернизмом. Примерами могут служить «конструктивистский» Центр Помпиду в Париже (1969–1971), созданный англичанином Роджерсом и итальянцем Пьяно, с его обнаженными, выведенными на фасад и ярко окрашенными инженерными коммуникациями.
http://www.krugosvet.ru/articles/71/1007134/1007134a23.htm

Ле Корбюзье. Машина для жилья и молитв http://www.forma.spb.ru/magazine/articles/7_010/main.shtml

"Башня Эйнштейна" в Потсдаме http://www.moskvarch.ru/prof/archworld_1.04.htm

О современной архитектуре и ее истоках (статья) http://www.a-art.com/avantgarde/Articles/bauhaus.htm
Окна в архитектуре здания http://bitri.ru/statiya/

Очень хорошая книга Гутнова и Глазычева по истории градостроительства "Мир архитектуры. Лицо города" http://www.glazychev.ru/books/mir_architectury/index.htm

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 29-01-2005 05:19
Беренс http://sreda.boom.ru/libr/designers/b/libr_dijur_behrens.htm

Новое здание Посольства кайзеровской Германии на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге было построено Петером Беренсом только в 1912 году. После войны, с 1922 по 1939 год, оно использовалось в качестве Германского консульства.
http://www.deutschebotschaft-moskau.ru/ru/botschaft/kanzlei_p.html

1977 г., Франция проект архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса
Первый и самый знаменитый образец стиля "хай-тек"
Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду (Centre National d'Art et de Culture Georges Pompidou) - это здание, внешний облик которого трудно забыть. Бессчетное число разноцветных труб, тянущихся снизу вверх по его торцевым фасадам, прозрачные галереи эскалаторов и переходов на лицевой стороне - все это напоминает скорее огромную фабрику или нефтеочистную установку. Но не следует думать, будто подобный дизайн - всего лишь бессмысленная прихоть очередного авангардиста. Просто архитекторы, приняв во внимание стремительные изменения современной технологии, сочли нецелесообразным уводить под пол водопроводные и отопительные трубы, прятать в стены электропроводку и кондиционеры.
http://travel.rin.ru/cgi-bin/pages-tree.pl?n=91

великий магистр
Группа: Главный администратор
Сообщений: 2765
Добавлено: 04-02-2005 03:45
Последняя крепость - дом архитектора Мельникова http://object.msk.ru/2/03.htm

Дом из автомобилей (картинка среди прочих тут) http://www.timhunkin.com/44_secretlifeofmachines2.htm

В 1900 году на Парижской выставке большим успехом у посетителей пользовался "дворец иллюзий" - нечто вроде калейдоскопа, только неподвижного. Он представлял из себя шестиугольный зал, стенами которого являлись огромные зеркала.
В каждом углу зеркального зала были устроены архитектурные колонны. В результате многократного отражения зрители видели себя в огромной толпе людей, находящихся в бесконечном по размерам и фантастическом по оформлению помещении.

http://uralinvent.narod.ru/ui02.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-07-2005 04:14
Франк Ллойд Райт http://www.peoples.ru/art/architecture/wright/
http://www.pbs.org/flw/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-07-2005 03:14
Галерея заброшенного долгостроя...
Эпиграф к сайту такой:
Этот проект посвящаю всему,
что было создано руками человеческими,
ныне почившему в безмолвии и грязи

http://lost.biker.ru/gallery/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 09-07-2005 17:12
Семь самых известных высотных зданий Москвы. Высотные здания - как правило, дома, включающие более 26 этажей. В истории моск. архитектуры сов. времени этот термин применяется обычно к 7 В.з. в 26-32 этажа, построенным в кон. 40 - нач. 50-х гг. по единому градостроит. замыслу согласно спец. постановлению Сов. Мин. СССР (1947) http://vysotki.da.ru/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-11-2005 03:26
В ноябре 1965 года Уолт Дисней объявил, что купил-таки землю своей мечты — болота неподалёку от Орландо во Флориде. Выступая на пресс-конференции по поводу этого радостного для себя события, Дисней намекнул, что хочет на новоприобретённом участке построить нечто большее, чем очередной Диснейленд:

Мы, тут много, говорит, думали об образцовом сообществе, о городе будущего. Вот такой намёк. И действительно — впоследствии выяснилось, что Дисней в строжайшей тайне занимался неким любимым проектом, который в приватных беседах называл Project X.

город будущего EPCOT планировался как сердца Мира Диснея — гигантского Disney World, общая площадь которого — 43 квадратные мили (около 70 квадратных км), что вдвое больше Манхеттена.

http://www.membrana.ru/articles/inventions/2003/04/15/113100.html





великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 21-01-2006 12:47
О всемирных выставках рубежа 19-20 вв. http://textonly.chat.ru/1/world.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-01-2006 02:24
В 1940-х годах французский архитектор Ле Корбюзье разработал систему гармонических величин, основанную на пропорциях человеческого тела, которая должна была стать отправной точкой архитектурного проектирования; она получила название «Модулор».
Для интересующихся системами пропорционирования есть такая статья: http://www.iatp.am/yafa/el-library/composition/sites/glava1-4.htm

Модулор:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-02-2006 05:33
Эрих Мендельсон, (1887-1953 г.г.) - создатель знаменитой астрофизической лаборатории "Башни Эйнштейна" (1919-1921 гг.) в Потсдаме, которая вошла во все книги по архитектуре.
http://www.krugosvet.ru/articles/94/1009427/1009427a1.htm

Башня Эйнштейна



Сооружение Эриха Мендельсона - "Ложа трех патриархов" в г. Советск (Тильзит)




Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-02-2006 06:28
Петер БЕРЕНС /Peter BEHRENS/ (14.4.1868 - 1940),
немецкий архитектор и художник-конструктор. В его мастерской учились ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, ГРОПИУС.
http://users.livejournal.com/_m_u_/111943.html

великий магистр
Группа: Участники
Сообщений: 3391
Добавлено: 02-03-2006 20:55
Эскизы планов арх. сооружений (автор - Гитлер) http://www.hitler.org/art/architecture/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 03-03-2006 03:31
Каталог публикаций в "Записках охотника за двухэтажками, пятиэтажками и девятиэтажками"
ПУТЕВОДИТЕЛИ ПО ГОРОДАМ ПОДМОСКОВЬЯ
ГОРОДА РОССИИ
ПО МОСКВЕ
ПОДМОСКОВНЫЕ ПЕЙЗАЖИ
http://zabyg17.livejournal.com/101835.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-04-2006 06:39
20 августа 1873 года родился выдающийся финский архитектор Элиель СААРИНЕН.

На Всемирной выставке 1900 года в Париже всеобщее внимание привлек необычный павильон Финляндии, выполненный из дерева и гранита. Среди авторов этого своеобразного сооружения был молодой архитектор Элиель Сааринен, которому и принадлежала идея сочетания дикого природного камня и древесины. А через два года по его оригинальному проекту в Хельсинки было построено здание Национального музея. Сочетание гранита, скульптуры, объемных деталей и орнаментов придало зданию свойственный Финляндии облик сурового северного романтизма. В еще большей степени эти характерные черты присущи сооруженному по проекту Сааринена железнодорожному вокзалу столицы Финляндии.

Есть работы финского архитектора и в Эстонии. Это прежде всего построенное в 1912 г. в Таллинне здание на Пярнуском шоссе, 10. Его строгий монументальный объем смягчают закругленные углы и мансардный этаж.

По проекту Сааринена к 1919 году были закончены работы по сооружению в Тарту церкви св. Павла.

В 1913 г. на международном конкурсе Сааринен получил первую премию за разработку генерального плана Таллинна. Среди прочего проект предусматривал развитие города в сторону Ласнамяэ, перенос к станции Юлемисте железнодорожного вокзала и устройство Центральной площади с ратушей, национальным музеем и другими представительными зданиями в районе современной площади Виру.
http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=25534&dd=2005-03-07&query=

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-05-2006 05:09
1931 75 лет назад - В Нью-Йорке прошла официальная церемония открытия самого высокого здания в мире - 102-этажного "Эмпайр Стейт Билдинг". Здание было сооружено по проекту архитектора Уильяма Фредерика ЛЭМА в разгар Великой депрессии всего за один год. Свет в здании зажег президент Герберт ГУВЕР, нажавший кнопку, находясь в Вашингтоне. Лишь в 1972 году здание лишилось титула самого высокого в мире, но по-прежнему "Эмпайр Стейт Билдинг" продолжает оставаться местом паломничества туристов.
http://users.livejournal.com/_m_u_/172235.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-06-2006 02:15
Фрэнк Ллойд РАЙТ /Frank Lloyd WRIGHT/ (1869 — 9.4.1959), американский архитектор (музей Гуггенхайма) и теоретик архитектуры. Основоположник органической архитектуры, в которой используются природные формы, цвета и текстура, здания как бы обтекают деревья, внутри дома комнаты переходят одна в другую. http://users.livejournal.com/_m_u_/208592.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-06-2006 01:55
Эта странная башня высотой почти 80 метров - парашютная вышка. Ее привезли в парк аттракционов на Кони Айленд в Бруклине из Нью Йорка после всемирной выставки 1939 года. С тех пор вышка пользовалась бешеной популярностью. Ее называли бруклинской Эйфелевой башней. Однажды на вышке даже сыграли свадьбу. Жених с невестой, гости и корреспонденты спустились одновременно на всех двенадцати парашютах. Утром молодая подала на развод, но это к делу не относится.

Башня приносила своим владельцам солидный доход вплоть до 1968 года, когда бизнес пришлось остановить из-за судебного иска. Случилось так, что в воздухе во время прыжка застрял черный мальчик, запутался в стропах и провисел вниз головой примерно полчаса. Ребенок, конечно, испугался, но остался невредим. Родители решили получить деньги за моральный ущерб и обратились к черному же адвокату. Адвокат оказался неленивым и разыскал закон штата Нью Йорк 1843 года. Причин принятия зтого закона, разумеется, никто не помнит, но по нему "запрещается подвешивать вниз головой черных мальчиков моложе 12 лет, на высоте больше трех футов и на время не более 20 минут". На момент происшествия потерпевшему было 11 лет и, как выяснилось во время слушаний, он провисел на высоте 120 футов 35 минут. Адвокат получил для своих клиентов фантастическую по тем временам сумму в 700000 долларов, владельцы вышки разорились, бруклинцы лишились одного из любимых развлечений.

Это было одно из первых самостоятельных дел знаменитого Джонни Кокрана, который добился оправдательного приговора для О Джей Симпсона.

http://community.livejournal.com/ru_towers/5310.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-06-2006 03:50
Пьер Луиджи НЕРВИ /Pier Luigi NERVI/ (1891 - 9.1.1979), итальянский инженер и архитектор, изобретатель армоцемента.
http://users.livejournal.com/_m_u_/221220.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-06-2006 02:31
Сталинская архитектура в мультфильмах: http://zabyg17.livejournal.com/101198.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-07-2006 05:33
НЕБОСКРЕБ ЛЕ КОРБЮЗЬЕ В НЬЮ-ЙОРКЕ
Известный всему миру комплекс построен в 1948-1950 годах. Проект принадлежит архитектору американцу Уоллесу К. Гаррисону и международной группе архитекторов, которую он возглавлял.
Так, во всяком случае, говорят некоторые источники. Но многие ли знают, что к проекту штаб-квартиры ООН причастен – и самым непосредственным образом - ЛЕ КОРБЮЗЬЕ, один из самых замечательных архитекторов ХХ века? И что вначале именно он вел эту группу проектировщиков…
Так кому же в действительности принадлежит проект?

Далее тут: http://george-44.livejournal.com/11444.html

великий магистр
Группа: Модераторы
Сообщений: 1557
Добавлено: 09-07-2006 19:57
Дом англичанина http://www.study.uz/index.php?nav=14&faq=ukhome
http://www.eremont.ru/enc/build/engl_house.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-07-2006 03:37
ЛЕ КОРБЮЗЬЕ. Дом доктора Куруче
Одной из достопримечательностей столицы Аргентины, Буэнос-Айреса, по праву считается небольшое современное здание - КАСА КУРУЧЕ (Casa Curutchet), расположенное недалеко от Буэнос Айреса, в местечке Ла Плата. http://george-44.livejournal.com/16085.html

Архітектор, підприємець і митець Владислав Городецький
http://community.livejournal.com/interesniy_kiev/635683.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-07-2006 00:59
Хотя проект и был осуществлен в наши дни, все же, как проекту Франка Ллойда Райта ему место в этой теме форума.

Эта удивительная история началась в 1995-м, когда супруги Джо и Барбара Массаро (Joe, Barbara Massaro) купили 11-акровый остров на озере Махопак (Lake Mahopac) в Нью-Йорке.

Оказалось, что вместе с островом шло и нечто антикварное – несколько эскизов красивого дома. Разобравшись с записками и рисунками, супруги ахнули – это были наброски знаменитого архитектора Фрэнка Ллойда Райта и показывали они коттедж, который более полувека назад Райт намеревался построить для тогдашнего владельца острова.

Скалистый край острова. Стремительные линии сооружения, частично нависающего над водой и обращённого своим "носом" к открытому горизонту… Это было восхитительно. Массаро загорелись идеей воссоздать задуманное.

И обратились они, вполне закономерно, к Томасу Хайнцу (Thomas A. Heinz) из Американского института архитектуры (The American Institute of Architects), известному ученику Райта и самому крупному специалисту по наследию этого зодчего. Хайнц лично сфотографировал и задокументировал почти 500 зданий Райта и участвовал также в реконструкции ряда его несбывшихся проектов.
Воскресить по оставшимся наброскам и схемам "Дом на озере Махопак" (Lake Mahopac house, так назывался проект)! Это ли не мечта для архитектора, посвятившего Райту гору своих книг?

Хайнц взялся за работу. Ему предстояло то, что можно назвать проектированием в обратную сторону. Ведь для возведения коттеджа нужен был детальный архитектурный проект, пригодный непосредственно для работы строителей. А наследие Райта, касающееся дома над озером, состояло лишь из нескольких общих набросков, масштабных, не слишком точных планов этажей и ряда сечений.

Не было никаких примечаний, никаких пояснений относительно материалов или тонких структурных деталей. Причём, если большинство проектов Райта "следовало" за прямоугольной или квадратной сеткой, линии этого дома, в плане, базировались на сложной системе 1,52-метровых равносторонних треугольников.
Хайнц провёл целое расследование. Он побывал на острове, чтобы точно вычертить сложную местность, где Райт хотел возвести этот дом. Потом посетил несколько строений, которые Райт нарисовал именно "на треугольной сетке" и построил (между 1947 и 1953 годами).

http://www.membrana.ru/articles/global/2006/06/14/202200.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-08-2006 00:54
Проектирование утопии стало одним из интереснейших по художественной и эмоциональной окраске жанров советской архитекуры. Конечно утопические проекты 1920-х и 1930-х гг. остаются на сегодняшний день самыми яркими, но не стоит забывать про то, что традиция эта не прекращала своего существования. Немало интересных и фантастических предложений рождалось у советских зодчих в 1960-1970-е гг. В 1980-х годах "Бумажная архитектура" стала целым движением, о чем красноречиво рассказывают нам известные "непрактичные" архитектурные работы, которые появлялись на конкурсах за подписями Ю. Аввакумова и его коллег.
Здесь представлены 3 изображения, иллюстрирующие явление "футурологического" проектирования, то есть создания, как тогда порой писали перспективных (то есть, иными словами обреченных на забвение) концепций.

"Висячие дома" в городе, Г. Борисовский и др.

http://community.livejournal.com/ru_sovarch/125534.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-08-2006 04:59
Башня с цифрами Известная башня с Васильевского. На каждом кирпиче - число, точнее цифра.
http://community.livejournal.com/spb_guide/140311.html
http://community.livejournal.com/interesniy_spb/40573.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-08-2006 02:11
Владимир Григорьевич ШУХОВ (1853 - 2.2.1939), инженер. По окончании в 1876 году Московского высшего технического училища был оставлен в нем для получения профессорского звания и командирован в США. Вернувшись из-за границы, Шухов предпочел преподавательской деятельности инженерную. Его основные работы связаны с нефтяной промышленностью, теплотехникой и строительством. В частности, он рассчитал и построил первый в России нефтепровод (от Балаханских нефтяных промыслов до Баку), первый в мире мазутопровод. Им были созданы висячие сетчатые покрытия, легкие металлические арочные покрытия, в 1896 году получен патент на сетчатую башенную конструкцию, образованную пересекающимися прямолинейными стрежнями, расположенными по поверхности однополостного гиперболоида. Самой высокой из башен Шухова стала построенная в 1921 году в Москве шестиярусная башня высотой 148,3 м. С нее впервые в СССР были начаты регулярные массовые радиопередачи, а с 1945 года - телепередачи.
http://users.livejournal.com/_m_u_/266527.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 31-08-2006 06:02
Если 1920-е годы в СССР и в Германии можно охарактеризовать, как эпоху аванградной архитектуры, то с ужесточением режима всегда начинается переход к неоклассике. http://zina-korzina.livejournal.com/164415.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-09-2006 03:41
Япония дала миру немало корифеев науки и культуры. Имена одних знает лишь узкий круг специалистов, имена других – известны миллионам людей. К таким пользующимся широчайшей известностью талантам можно отнести и архитектора
Кэндзо ТАНГЭ
(1913-2005).
Сегодня - день рождения этого выдающегося человека.

http://george-44.livejournal.com/23645.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 16-09-2006 21:05
Одна из попыток осмысления творчества Мастера вкупе с его собственными комментариями предлагается заинтересованному читателю. Метаболизм и Симбиоз Более 40 лет тому назад наряду с идеями Метаболизма, провозглашённого Кендзо Танге, Кисё Курокава сформулировал основные идеи философии Симбиоза и в своём творчестве стремился следовать этому.
Широкую известность получило его здание Накагин Капсула-тауэр в Токио (1970 год). Здесь уже была реализована его идея дома-дерева: монолитные "капсулы" однокомнатных квартир монтировались на ствол коммуникаций (лестница, лифт, водопровод, канализация, электричество, связь). Монтаж одной жилой капсулы занимает 45 минут. Поэтому по мере необходимости дом может расти и без архитектора.

http://www.protoart.ru/ru/main/news/life/news_current.shtml?2003/05/20030524-838.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-09-2006 05:35
Молекулярная архитектура http://y-tupik.livejournal.com/3029.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-10-2006 03:01
У каждой эпохи есть свои выдающиеся личности, гениальные первооткрыватели, владеющие умами. В двадцатом веке такой вот культовой фигурой в мировой архитектуре был француз ЛЁ КОРБЮЗЬЕ.

В октябре – годовщина его рождения (6-е октября). Эта небольшая заметка ниже – по этому случаю.
Ле Корбюзье не назовешь архитектором, произведения которого понять легко. Почти все его проекты, почти каждое из его построенных сооружений принимались современниками – да и последующими поколениями тоже - неоднозначно.

Однако никто не может оспаривать тот факт, что 20-й век в архитектуре прошел под знаком Ле Корбюзье. Он выдвинул массу идей, которые были приняты архитекторами всего мира с энтузиазмом и имели невероятно широкое распространение.

Например, мысль о том, что городской район может выглядеть как прекрасный зеленый парк или сквер, со свободно расположенными на нем высотными зданиями, впервые появилась у Л.К. в проекте «План Вуазен» еще в 20-х годах. А сегодня мы можем видеть эту мысль в воплощении, просто выглянув из окна своего дома (если он, конечно, расположен в пригородном микрорайоне). Для современных градостроителей эта идея стала чем-то самим собой разумеющимся.



Рисунок к "Плану Вуазен"

Можно назвать еще целый ряд строительных и планировочных новшеств, которые были в свое время «открыты» Корбюзье. Например, горизонтальное ленточное окно во весь фасад; сплошная подвесная стена-витраж многоэтажных зданий; ячейки-лоджии в многоквартирных домах; свободный план в интерьере, двухуровневые квартиры и многое другое. Эти вещи давно перестали связывать с его именем. Теперь они являются как бы общественным достоянием.

Он умел видеть поэзию там, где ее не видели другие - в современном строительном материале под названием «железобетон», (Корбюзье умел превратить его в невиданное прежде средство экспрессии), в строительстве на основе индустриальных методов (т.е. современных, скоростных), в зданиях чистых простых геометрических форм.



Вилла в Гарш

Вместе с другими пионерами «современного движения» - Вальтером Гропиусом, Мисс ван Дер Роэ, Рихардом Нейтрой и другими, Ле Корбюзье заложил основы современной архитектуры, главный принцип которой основывался на отказе от стилей прошлого, на структурном, (а не украшательском) подходе к строительству. Этот подход имеет в сущности моральную основу.

В двадцатые годы Корбюзье построил несколько исключительно оригинальных по внутреннему решению и наружной пластике вилл, в которых были последовательно воплощены его идеи о современном доме. Такие постройки, как вилла Савой в Пуасси, вилла в Гарш стали, по существу, справочниками, постоянными источниками вдохновения для архитекторов всех континентов. Эта эпоха получила название эпохи пуризма (букв. - «чистоты»).



Вилла Савой



Вилла Савой, терраса

Крупные международные конкурсы двадцатых-тридцатых годов сделали имя Корбюзье известным и непререкаемо авторитетным.
Яркий пример, относящийся к этому времени, - конкурсный проект Дома Центросоюза в Москве (1928-1934). Это большое офисное здание, собственно, комплекс, было построено с внутренним ж\б каркасом и сплошным остеклением наружных стен. По тем временам (в России это времена простого кирпича и окон-бойниц) и то и другое было действительно революцией в строительстве.



Макет Здания Центросоюза

Многие поначалу видели в Корбюзье лишь скучного инженера, не способного чувствовать. На самом деле за суровой внешностью и за некоторой необщительностью характера скрывался настоящий романтик, поэт, неожиданно для всех создавший капеллу Роншан, - произведение удивительное, неповторимое по пластике, полное внутреннего смысла (1950-55). Оно настолько оригинально, что всякое подражание ему представляется бесполезным.



Капелла Роншан

Постепенно Ле Корбюзье создал свой узнаваемый и сугубо индивидуальный архитектурный язык. Это язык его архитектуры 50-х годов - пластичный, мощный, осязаемый. Он вписался в течение, которое позже получило название «брутализм» (от «brutal» - грубый, чувственный).
На этом языке говорят сооружения Чандигарха (1951-56), административного центра провинции Пенджаб в Индии.



Чандигарх. Здание юстиции, главный вход



Здание Юстиции, общий вид



Дворец Ассамблеи

Это также язык Марсельского Блока (1947-52), высотного жилого здания, в котором Л.К. воплотил свои представления о доме, как о месте коллективного проживания. Это Лучезарный город, как его назвал сам Корбюзье (город, некогда описанный Томмазо Кампанеллой). Это здание стало в свое время своеобразной достопримечательностью Марселя.



Марсельский Блок. Общий вид



Марсельский Блок. Пилоны

Архитектурная манера Корбюзье имела такую убедительность, что на какое-то время стала универсальным языком для многих архитекторов. «Быть корбюзианцем» (т.е. напрямую заимствовать идеи и приемы Корбюзье) – отнюдь не считалось зазорным, а наоборот, значило «быть прогрессивным», «мыслящим», «современным».

До сих пор некоторые знаменитейшие архитекторы, такие, например, как американец Рихард Майер или японец Тадао Андо, работают, существуя по сути в русле архитектурных образов Корбюзье.
http://george-44.livejournal.com/29962.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-10-2006 05:46
Этот дом, известный московским краеведам как жилой дом Г.А. Тарасова, или просто "московское палаццо", построен архитектором И.В. Жолтовским в 1909-1912 гг. для главы торговой фирмы Гавриила Тарасова. Внешний облик здания копирует (с несколько измененными пропорциями) палаццо Тьене в Виченце, построенное в 1542-1560 гг. великим архитектором Андреа Палладио.
http://sarmata.livejournal.com/85924.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-11-2006 03:39
Интересные фотографии, на которых запечетлено строительство небоскребов в Америке в 30-е годы прошлого века.
Промальпа тогда ещё не было,и работали на высоте без всякой страховки, надеясь только на силу рук, лазая по стальным конструкциям, как обезьяны. За это этих отважных людей и прозвали стальными обезьянами.
Подборка фотографий выложена тут:

http://community.livejournal.com/ru_skyscraper/2620.html#cutid1
http://promalp.xmas.ru/viewtopic.php?t=1598
Отсюда: http://community.livejournal.com/ru_history/656872.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 04-12-2006 04:28
«Город будущего» — архитектурная тема в советской лирике В. Хлебникова

Здесь площади из горниц, в один слой,
Стеклянною страницею повисли,
Здесь камню сказано «долой»,
Когда пришли за властью мысли.
Прямоугольники, чурбаны из стекла,
Шары, углов, полей полет,
Прозрачные курганы, где легла
Толпа прозрачно-чистых сот,
Раскаты улиц странного чурбана
И лбы стены из белого бревна —
Мы входим в город Солнцестана,
Где только мера и длина.

Не знаю, что именно вдохновило Хлебникова. Трудно указать точный источник его представлений о городе будущего. Может быть, их навеяли огромне сооружения из стекла и металла, ворвавшиеся в свое время в декоративистскую архитектуру XIX в. А может быть, это были наработки футуристов-современников Велимира Хлебникова. Входя в группу российских футуристов он, наверняка, знал и о существовании Антонио Сан-Элиа — молодого итальянского архитектора-футуриста, не вышедшего живым из ужасной мясорубки Первой мировой. Именно сан-элиевские зарисовки 1910-1914 гг., его мегаломанские, но очень тонкие размышления на тему La citta nuovo, кажутся мне идейно и духовно близкими хлебниковским образам, вошедшим в его стихи. Леонидов, Корбюзье, Веснины были уже позднее.

Стеклянные кубы, книги, шары и т. д. действительно вошли в формальный словарь советской архитектуры. Только Хлебников до этого времени не дожил, всего каких-то 5 лет.

http://community.livejournal.com/ru_sovarch/156882.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-01-2007 04:43
В Брюсселе вновь открылся Атомиум для широкой публики
21 февраля 2006 г., 09:45

Брюссельский Атомиум, один из символов Бельгии, огромное стальное сооружение на северо-западе столицы, представляющее из себя модель молекулы железа, открылся для широкой публики после двухлетней реставрации.

Сооружение представляет из себя структуру из девяти сфер, модель молекулы железа, увеличенную в 165 млрд раз. Атомиум был закрыт в 2004 году для проведения реставрации, которая обошлась в 33 миллиона долларов. До закрытия Атомиум посещали 400 000 человек в год. Менеджеры комплекса надеются удвоить число посетителей до 700 000 человек за счет туристов из разных районов Бельгии, Японии, США и других стран, сообщает AFP.

История Атомиума, построенного в 1958 году, во многом напоминает историю Эйфелевой башни. Так же как и символ Парижа Атомиум был создан для всемирной выставки и должен был быть разобран после ее завершения, однако конструкция настолько пришлась по вкусу горожанам, что ее решили сохранить.

Ее создатель, архитектор Андре Ватеркейн, проектируя конструкцию, думал не только о физике, но и о Бельгии, которая состоит из девяти провинций, символизируемых девятью шарами.

Со временем Атомиум стал символом Бельгии для туристов, а по результатам опросов можно сказать, что это самый популярный памятник страны.

http://palm.newsru.com/cinema/21feb2006/atomium.html
http://radiator.by/ws/scolor.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-02-2007 04:18
С 01.02.2007 Дворец Культуры и Науки в Варшаве стал памятником истории и культуры. Борьба за включение его в список охраняемых объектов длилась уже несколько лет. В 2005 он отметил свое 50-летие, активно обсуждаемый вопрос о его охране был спровоцирован планами по переделке Конгресс зала в мьюзик холл, что привело бы к уничтожению аутентичных интерьеров части Дворца. http://community.livejournal.com/ru_sovarch/181738.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-02-2007 06:29
Моше Сафди, жилой комплекс (планировался больше, выполнена лишь часть) "Хабитат юнит" на всемирной выставке в Монреале, 1967. Прототипа новой системы расселения из него не вышло, но жильцы держатся за свои квартиры всеми зубами и когтями, и съезжать не думают. http://www.greatbuildings.com/buildings/Habitat_67.html

Но как вам такой образчик: http://www.archispass.org/2006/12/30/ramot-housing-zvi-hecker/?
Это Цви Хекер, в Иерусалиме, немногим позже, в 1970е.
А ещё можно припомниит роттердамские дома-деревья или дома-кубы http://www.galinsky.com/buildings/cubichouses/index.htm
Их завершили в 1984, но начинались они во всё те же ранние 1970е...

http://community.livejournal.com/architektonika/21690.html


великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 21-02-2007 19:21
Треугольный дом на Манхеттене
http://www.botinok.co.il/node/21957


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-04-2007 07:27
Башня Эйнштейна близ Потсдама
Эрих Мендельсон построил в Германии до войны множество зданий – фабрики, универмаги, бюро, жилые дома, выставочные павильоны... Но самая знаменитая его постройка, и вообще одно из самых известных зданий мира находится под Потсдамом, в научном парке на Телеграфной горе (Telegrafberg). Сооружение называется «башня Эйнштейна». Это не столько здание, сколько лабораторный инструмент, по существу – оболочка телескопа. Здание было построено в 1922 г. и предназначалось для исследований спектра солнечного света и в частности для подтверждения экспериментальным путем теории относительности Эйнштейна.

Это действительно башня, на вершине которой расположен телескоп, а тело образует шахту вдоль которой солнечные лучи отражаются вниз, на уровень подвала. В подвальном помещении располагалась длинная лаборатория. Здесь отраженный свет разлагался на отдельные части спектра и исследовался. Мендельсону когда он построил башню Эйнштейна было тридцать лет. Мало кто из архитекторов начинал свою карьеру с произведения, сразу же вошедшего в историю архитектуры.

Башня невелика, высотой с трех-четырехэтажный дом. Кроме телескопа и лаборатории, в ней есть еще всего небольших рабочих помещения. Но производит она совершенно фантастическое впечатление. Это мягкая обтекаемая скульптура, которая не просто стоит на вершине горы, а как будто готовится взлететь и находится в непрерывном движении. В ней практически нет плоских поверхностей и вертикальных линий. Все проемы плавно закруглены. Здание просто излучает энергию. Оно выглядит необычным живым образованием, не имеющим ничего общего с представлением о традиционном доме.

Башня Эйнштейна мгновенно сделала Мендельсона знаменитым. Все его постройки двадцатых-тридцатых годов легко узнаваемы – строгая функциональность в сочетании с с динамичными криволинейными формами, заряженными энергией. Динамичными, экспрессивными и органичными у Мендельсона получались не только универсальные магазины и общественные здания, но и фабрики.

http://community.livejournal.com/ru_towers/29484.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 15-04-2007 06:27
Хорошо ли было известно в северокорейской компании Baekdu Mountain Architects & Engineers библейское предание о вавилонском бедствии – сейчас уже и не узнать. Но, так или иначе, её владельцы в 1987 году надумали начать в Пхеньяне строительство одной из самых высоких в мире гостиниц.

Можно, конечно, было обойтись и без этого проекта, но в 1986-м в Сеуле (Южная, разумеется, Корея) было построили гостиницу-небоскрёб Swissôtel The Stamford, и такое нельзя было оставить без ответа.

Северокорейское здание назвали "Рюгён" (Ryugyong Hotel) – в честь одного из старинных названий Пхеньяна, что буквально значит "столица ив". Строить решили с небывалым размахом. Гостиница состоит из трёх крыльев, сходящихся к центру, каждое из которых имеет в ширину 18, а в длину – 100 метров.

Особенно интересна сорокаметровая верхушка, состоящая из 8 вращающихся и 6 самых верхних неподвижных этажей. Всего 105 этажей общей высотой в 330 метров, что куда внушительнее Swissotel, "набравшего" 73 этажа да 226 метров.

http://www.membrana.ru/articles/technic/2007/04/02/194700.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 27-05-2007 04:38
Приговоренные на смерть
Посетил я давеча один квартал – из сносимых хрущевок. Довольно занимательное зрелище.

http://community.livejournal.com/idu_shagayu/1116778.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 02-06-2007 04:43
В мае во Франкфурте проводится фестиваль небоскрёбов. Хайлатом мероприятия является запуск народа на верхние этажи и крыши небоскрёбов, т.е. туда, куда обычно доступа нет. В этом году запускали 80 тысяч по следующей схеме: билеты бесплатные, но именные и для их получения нужно пройти регистрацию. Заходишь в указанное время на указанный сайт, выбираешь небоскрёб и время (по полчаса на группу), вводишь свои данные, получаешь по почте билеты. Эту регистрацию запустили в 6 утра, около 12 мне удалось прорваться на сайт - остались билеты только для одной группы на 10 утра на самый маленький из небоскрёбов.
http://sananahead.livejournal.com/30046.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 10-06-2007 02:26
Официально признанная Самым Высоким Зданием в Мире, Башня CN изо всех сил старалась соответствовать оказанной ей чести. Каждый сантиметр, составляющий её 553+ метра, горделиво тянулся к небу, совершенно затмевая расположенный под боком бейсбольный стадион Skydome (Поднебесный Купол) и превращая само его название в злую насмешку.

Книга Рекордов Гиннесса переполнена необычными и даже выдающимися достижениями, и если вес Башни и равен суммарному весу 23214 крупных слонов, встреча со столь всеобъемлющим стадом и возможность понаблюдать за ним прельстила бы многих гораздо больше.

Выйдя из скоростного лифта, в очереди к которому приходится провести с три четверти часа, посетители как раз собираются размять ноги - и вскоре оказываются перед участком из стекла, как бы слившегося с полом. Если, движимые любопытством, они бросят взгляд на стекло, то не увидят ничего кроме... бесцветной массы воздуха (фигурки людей и серая лента тротуара далеко внизу настолько мелки, что сознанием просто не воспринимаются). Это похоже на серый провал, и никакие данные о надёжности стекла, способного выдержать вес четырнадцати взрослых гиппопотамов, не могут стереть этот образ из сознания рядового туриста. Подчиняясь полученной от мозга команде, нога его зависает в пространстве- и начинается короткая, но интенсивная борьба за право передвижения. В большинстве случаев разум всё-таки побеждает, и вновь обретённая свобода ощущается как подвиг преодоления себя. И в результате, визжащие от восторга дети со всего размаху бросаются на стекло, в то время как их родители отчаянно щёлкают затворами фотокамер, боясь упустить редкий снимок.

Царит атмосфера безудержного веселья - и ею-то посещение Башни и запоминается в первую очередь (ещё забавнее то, что весь пол этого конкретного этажа сделан из того-же материала, что и Стеклянный Пол, но это никого не пугает- просто потому, что этого никто не видит!). Хорошое, доброе воспоминание, но на Чудо Света всё - таки не тянет...
Sherlock7 (Edward)

http://sherlock7-r.livejournal.com/15032.html

Примечание: башня К.Н. Тауэр в Канаде построена в 1975 г.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-06-2007 05:11
Москва в кинофильмах 1930–40-х годов
Старые, многими любимые киноленты 1930–40-х годов сегодня представляют интерес и как исторические документы, из которых мы можем почерпнуть много интересных сведений о том времени, и в частности об архитектуре.

В этом материале собраны кадры и видеофрагменты из кинофильмов, демонстрирующие различные достопримечательности в основном довоенной Москвы. Это улицы и площади Москвы после реконструкции 1930-х годов, построенные тогда же Северный речной вокзал и Водный стадион (водная станция) «Динамо», Всесоюзная сельскохозяйственная выставка (ВСХВ, позднее – ВДНХ, ВВЦ), Парк культуры и отдыха им. Сталина (Измайловский), парк на Ленинских (Воробьевых) горах и Лужники.

Создатели фильмов тех лет подробно показывают зрителям различные приметы новой Москвы: наряду с изменениями в архитектурном облике столицы мы можем увидеть в кадре и автомобили различных марок, и только появившиеся телефоны-автоматы, и даже двухэтажные троллейбусы.

http://billy-red.livejournal.com/355000.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-07-2007 06:47
"Круглый" дом арх. К.С.Мельникова, Москва, Кривоарбатский переулок.
Фотографии примерно 80-х годов, на второй фотографии - спальня первого этажа, на третьей - сын Константина Степеновича Мельникова, художник Виктор Константинович Мельников, в мастерской на втором этаже.

http://community.livejournal.com/ru_sovarch/238956.html

Страницы: 1 2 3 Next>> ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / архитектура других сооружений / Архитектура ХХ века до 1980-х гг.

KXK.RU