Домский собор и монастырь

  Вход на форум   логин       пароль   Забыли пароль? Регистрация
On-line:  

Раздел: 
средневековые замки / Рига замки и фортификация / Домский собор и монастырь

Страницы: 1  ответить новая тема

Автор Сообщение

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-06-2006 05:03
Домский монастырь построен в 13 в. практически одновременно с собором, заложенным самим основателем города Риги епископом Альбертом Буксгевденом. Монастырь пристроен к южной стене Домского собора в виде буквы U (см. план выше). Строительство вначале велось из известняка, позже для готовых конструкций использовались валуны и кирпич. Почти квадратный в плане двор (клуатр, 33х36 м) с трех сторон опоясывает внутренняя галерея с крестовыми сводами. Во дворе и галерее находилось кладбище. Основные помещения Домского монастыря находились в восточном крыле (ризница, зал капитула, общая спальня – дормиторий) и южном крыле (общая столовая – рефекторий, кухня, хозяйственные помещения). Домский монастырь был резиденцией Домского капитула, высшего собрания рижского духовенства, проживавшего здесь до 15 в. подобно монахам.

О постройках Домского монастыря и съемках фильма вокруг них см. здесь: http://renatar.livejournal.com/28311.html
http://renatar.livejournal.com/28667.html
http://renatar.livejournal.com/28718.html

Возражаю против использования моих материалов на каком-либо форуме или сайте без моего письменного согласия.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 06-06-2006 03:36
Крестовая галерея Домского собора и монастыря:


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-06-2006 03:11
Из Хроники Генриха Латвийского:

XIII. Одиннадцатый год епископства Альберта (1209)

3. О СМЕРТИ ПЕРВОГО ПРОБСТА ЭНГЕЛЬБЕРТА И ВЫДВИЖЕНИИ ПРОБСТА ИОАННА. Со смертью в том же году Энгельберта, настоятеля церкви святой Марии, епископ взял из Схедской обители Иоанна, человека кроткого, сдержанного и осмотрительного во всех своих действиях, поставил его на место брата своего, достопочтенного настоятеля, и поручил его управлению церковь святой Марии, Так как этот Иоанн, принадлежа к уставу и ордену св. Августина, носил белую одежду, справедливо обозначающую чистоту, то епископ утвердил для всех эту одежду, заменив черные платья и капюшоны каноников той же церкви белыми. Так как еще не исчезла и внутри и вне города боязнь язычников, эта обитель помещалась в пределах первого города, в церкви, первоначально построенной; после пожара этой церкви и города, стали строить церковь св. Марии у Двины вне [1215 г.] городских стен [Рига] и там поселились. Пилигримы же этого года готовы были послушно участвовать в работах по надстройке стены и в других, где могли служить богу.

http://www.castle.lv/castles4/hroniki/Genrih_Latvisky.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 20-08-2006 03:26
Собрала материалы из своего ЖЖ и дополнила визуальным рядом. Теперь о Домском соборе и монастыре можно прочесть на моем сайте http://www.castle.lv/latvija/dome.html



Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-09-2006 03:52
Из дошедших до наших дней памятников наибольший интерес представляют выполненные на капителях колонн монастырской части Домской церкви выразительные рельефные головы местных жителей — ливов, а также голландских мастеров; вероятно, это изображения строителей церкви. К наиболее ранним памятникам скульптуры принадлежит также каменное распятие, созданное в начале 15 в. Скульптура носит типичный для готики характер: чрезмерно удлиненные пропорции тела, маленькая голова. Пластическую моделировку заменяет линейно-орнаментальная трактовка форм. Такие же черты характерны для ряда других памятников того времени. Возможно, что черты орнаментальности и плоскостности указывают, что эти произведения выполнены местными мастерами, связанными, с традициями народного искусства.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st059.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-11-2006 06:13
Место данных раскопок уже за пределами бывшего монастыря, но в непосредственной близости от него. Будут ли сделаны находки, связанные с этим периодом в рижской истории?

Скверик на Домской площади уже можно назвать бывшим — его обнесли забором, за которым начались археологические раскопки. По мнению руководителя работ Мартиньша Лусенса, в этом году удастся дойти только до подвалов, оставшихся от снесенных в 1940-х годах зданий. На зиму объект законсервируют, а продолжатся изыскания следующей весной.
Ожидается, что самые древние находки здесь могут относиться к ХIII веку. После того как археологи завершат исследования, Doma investīcijas развернет здесь стройку. Правда, пока неясно, что за объект вырастет в самом сердце латвийской столицы, поскольку компания не объявляла конкурс на эскизный проект. Забор на Тиргоню покрыт пленкой с изображениями планов и краткими сведениями. Когда-то здесь, на углу Тиргоню, стоял банк, потом тут же прописалось страховое общество Daugava и так далее. Сквер над подвалами

За разъяснениями пришлось обратиться к Arhitektoniskās izpētes grupa — фирме, которая проводит изыскания по заказу Doma investīcijas (эта компания планирует возвести здесь некий объект). В первую очередь интересовало, не слишком ли рискованно использовать бульдозер в таком тонком деле, как археология? Мартиньш Лусенс пояснил, что в ближайшее время он планирует дойти до подвалов снесенных когда-то зданий, а это примерно 3-3,5 м ниже нынешнего уровня улицы, поэтому поначалу небольшие бульдозеры не причинят истории вреда.

По словам археолога, речь идет о зданиях второй половины ХIХ века. Во время войны их разбомбили, а в мирное время развалины снесли — так и образовался сквер. "В этом году придется остановиться на подвалах — слишком мало времени осталось для работ, не больше месяца, а скорее всего — только до конца октября", — сказал он Телеграфу. Предполагается, что содержимое подвалов не представляет большой ценности — вероятнее всего, они просто засыпаны строительным мусором. Другое дело, что в фундаменте этих зданий могли использоваться фрагменты более ранних построек — ХVII—ХVIII или даже ХIII века.

Рай для археолога

Все работы проводятся под надзором Госинспекции по охране памятников. Ее эксперты должны будут решить, есть ли смысл сохранять фундаменты или можно их сносить и копать дальше. Во втором случае есть вероятность, что археологи накопают массу всего интересного. По мнению некоторых историков, в этом месте могла находиться первая рижская Ратуша. "Сейчас нет ничего, что бы могло подтвердить или опровергнуть эту версию. Тем интереснее будут раскопки", — считает эксперт из Arhitektoniskās izpētes grupa.

Даже если Ратуши здесь не окажется, место все равно отличное. Оно практически с самого начала входило в границы Риги, поэтому внизу наверняка лежат предметы, относящиеся к самой заре нашего города. "Мы должны дойти до нетронутых культурой слоев, поэтому, думаю, работы будет много, — уверен Лусенс. — Если судить по данным, полученным из других мест города, самые древние культурные слои могут находиться на глубине до 5,5 метра от поверхности нынешней улицы".

http://rus.tvnet.lv/news/news/latvia/article.php?id=140759

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-11-2006 05:09
Свидетельство Высочайшего посещения находилось и в Домском соборе: в 1912 году прихожане установили здесь памятную благодарственную доску — мраморную, с бронзовым барельефом Государя Императора работы скульптора Августа Фольца. В некоем году она была снята и бесследно исчезла. http://skola.ogreland.lv/istorija/slovo/P/p_89.htm

Гость
Добавлено: 15-11-2006 06:51
Рената, из каких источников взяты рисунки реконструкции собора? Немного смущает рисунок 1200... по нему получается, что основное "тело" по ширине примерно равняется ширине хоров.. даже если представить, что первоначально церковь была зального типа - это выглядит не очень логично.. слишком узко и в плане очень уж неустойчиво... но даже это рпедположение - большая натяжка.. если вспомнить, что Домский изначально противоставлялся бюргерской церкви св. Петра, и соответственно почти обязательно должен был быть базиликального типа - достаточно внушительный в плане.
или все же есть какие-то приближенные к тому периоду архитектурные описания?

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 16-11-2006 03:58
рисунки реконструкции собора?


Если не ошибаюсь, это реконструкции известного архитектора и историка искусств Вильгельма Неймана (1849-1919).

К вопросу о рисунке 1200 года:

gabriel, на основании чего Вы делаете заключения о масштабе сооружений? Хотелось бы услышать более развернутую версию Ваших мыслей, чтобы было на что отвечать.

Домский изначально противоставлялся бюргерской церкви св. Петра, и соответственно почти обязательно должен был быть базиликального типа - достаточно внушительный в плане.


Он и должен был быть внушительнее - те же две башни придали бы ему такое впечатление со временем. Вы не учитываете историческую ситуацию в городе в последующие времена. Когда в отдельные периоды времени рижские архиепископы имели лишь номинальную власть, а то и вовсе управляли из других мест. Тут уже не до продолжения строительства грандиозного собора, в лучшем случае речь уже шла о поддержании его в мало-мальски приемлемом виде.

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 07-12-2006 03:36
Домский собор (изображение 2-й пол. 19 века)


великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 28-01-2007 19:09
В 1211 году в Риге началось строительство нового храма, церкви Святой Марии. Эту церковь все привыкли называть «Домский собор» происходит это от немецкого der Dom – церковь, в которой служит архиепископ. Хотя епископ Альберт и не скупился на затраты, строительство продвигалось медленно и он не дожил до его окончания. В недостроенной церкви его и похоронили.

В целях экономии, вместо предполагаемых двух башен, в храме возвели лишь одну, которая сгорела в XVI веке. Позднее была построена новая, которая вознеслась к небу на 140 метров. Долгое время она была самой высокой в городе. Нынешняя, сооружённая в 1776 году, ниже её на 50 метров.

Рижский Домский собор славится своим органом. Одно время, он считался крупнейшим в мире. Ныне в храме регулярно проводятся церковные службы и концерты органной музыки. Площадь перед собором появилась после того, как в 1936 году борцы со стариной снесли средневековые дома, вплотную примыкавшие к храму. Несколько лет назад, когда перекладывали брусчатку, по старым схемам были выложены планы разрушенных построек. Так что теперь, рижане и гости Риги могут гулять по улицам уже несуществующего города. Посередине Домской площади, внимательный глаз может отметить место, откуда видны золотые петушки на шпилях сразу трех церквей

http://www.trworkshop.net/forum/download.php?id=191&sid=d1e713d2793add730cc21ca512c936f5

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-03-2007 06:57
Страница Домского собора: http://www.doms.lv/

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 13-06-2007 06:25
Домский собор - подземелье.

Точно знаю, т.к. моя бабка была свидетелем: в 1939 году видела, как пастор что-то нажал и алтарь отъехал в сторону. Пастор скрылся под ним - все потом стало на свои места.

Лично я ставлю под сомнение саму возможность существования подобного хода за алтарной частью, в силу того, что Домский собор, со времени своего основания епископом Альбертом в 1211 году многократно перестраивался в своих прежних границах и скорее всего никак не мог сохранить какие то ходы за алтарной частью с первоначальных проектов постройки. За всё время многократных переделок, в стройке участвовало огромное количество мастерового народа и каменщиков со всей Риги, потому скорее всего скрыть существование каких то секретных галерей было бы почти не возможно. Во время пожара в 1547 года, собор был вообще практический уничтожен и реставрировался чуть ли не с нуля. Эволюцию перестроек наглядно можно видеть ниже, остаётся добавить, что свой окончательный вид собор принял только в конце 18 века...

Домский собор Епископа Альберта.
Так он выглядел около 1300 года.
Домский собор до пожара 1547 года.
Источник: W. Neumann "Das mittelalterliche Riga" Berlin 1892

# Теперь немного размышлений на данную тему, скрытый вход в подземелье в средневековых постройках, как привило замышлялся как средство экстренной эвакуаций либо ход в какое то хранилище. В данном случае, вход якобы располагается за алтарной частью – но более неудобного места входа в секретное подземелье придумать наверное нельзя. Учитывая что алтарь – центральное место любого храма и обозревается с любого места где могут располагаться прихожане, становится непонятным смысловой мотив его «секретности». Гораздо целесообразнее строить подобные входы в секретные галерей из лабиринтов подвальных помещений, которые есть почти в любой средневековой постройке.

# Второе что ставит под сомнение существование подземного хода вообще – это неблагоприятная гидрологическая ситуация в районе собора, который дважды серьёзно пострадал во время весенних паводков 1709 и 1744 годов. (Потоп наверняка бы уничтожил и затопил галерей в случае их существования, а чистка и восстановление туннеля требует не только сил, средств но и возможности незаметно вывозить намытый грунт). Позднее, берег Даугавы укрепляли песчаными насыпями, которые кстати создали впечатление что собор «просел». И в наше время, уровень фундамента и современного культурного слоя отделяют 16 ступенек лестницы.

# Даже если бы ход существовал, он должен был бы где то выходить. Скорее всего в какой то постройке недалеко от собора, но... деревянные дома старой Риги в окрестностях собора то и дело постоянно уничтожали опустошительные пожары. Выход из подземелья скорее всего был бы неминуемо погребён под слоем пепла и руин. Правда предположим, что ход был построен позднее... скорее всего это могло произойти в конце 18 века, во время последних перестроек.

# Как мы помним из первоначального сообщения, алтарь «отъезжал после нажатия на какую то кнопку», что предполагает существование какого то исполнительного механизма отодвигающего прикрывающий элемент конструкций. Логично, что механизм требует профилактики, ремонта, и замены износившихся частей (тех же пружин. Не думаю что там стоял электромотор) – где ни будь «концы» таких ремонтов или изготовления и установки деталей бы наверняка всплыли.

# Алтарь! Ах да! Он тоже многократно переделывался и существование хода не могло остаться не замеченным. Взляните...

Алтарь с рисунка Бротце. 1778 г.
Алтарная часть после 1820 г.
Алтарная часть после очередной перестройки собора в 1895/96 г.
А вот так, алтарь выглядит сегодня.

А теперь, внимание – интрига. Перед вами остатки старой алтарной части 1820 года. Как вы видите, над алтарём виден свод а за ним помещение. Возможно бабуля наблюдала как священник прошёл во внутреннее помещение храма. Эту, и другие версии мы постараемся проверить непосредственно на месте, правда после сбора некоторых подробных данных о соборе. Возможно, постараемся связаться с администратором или настоятелем собора и попросить его развеять легенду. Продолжение следует. Возможно кто то что то дополнит или поправит?

Сегодня, вместе с Сандрисом предприняли попытку разобраться с легендой о подземном ходе, и должен сказать что разведка оказалась более чем эффективной. Первое что вынужден признать – я поторопился с интригой вокруг помещения за старым алтарём. В ходе проверки, выяснилось что, то что я принял за внутреннюю арку – оказалось окном. Так что вынужден признать, что за старым алтарём помещения нет. Вот наглядно можете сравнить сегодняшнее фото и фото предыдущего поста, где окно затемнено и напоминает тёмное помещение.

Тем не менее, внимание привлекла пристройка, примыкающая с южной стороны алтарной части церкви. Пока не буду спешить с анонсами наших изысканий, но кое что весьма интересное найти всё же удалось.

ещё два года назад нас заинтересовала эта пристройка, там рядом с ней вход в подворье где располагается вход в кафе. С правой стороны за калиткой, в стене видно зарешёченное помещение. Мы туда сували зеркало на штативе, и всё что сумели разглядеть - в него нету входа и выхода но оно как колодец уходит вниз. Так что не забудь попросить чтоб и туда сводили со стороны подвала.

Это произошло более ста лет назад... Однажды осенней ночью, когда все рижане уже спали глубоким сном, раздались глухие удары в дверь квартиры, где жил старый звонарь Домской церкви. Старый звонарь спросонок отправился отворять дверь и увидел на ступенях перед домом троих мужчин, плотно укутанных в черные плащи, в низко надвинутых на глаза широкополых шляпах. Один из них на ломанном латышском языке потребовал , чтобы звонарь дал ключи от церкви, мол, им надо спустится в подземелье. Звонарь поначалу не соглашался, но после длительных уговоров дал им ключи, и незнакомцы, поклявшись, что у них нет злого умысла, даже позволили звонарю их сопровождать, если он только разрешит завязать себе глаза. Все вместе они направились в церковь. Звонаря с завязанными глазами провели через несколько дверей, потом спустились на много ступеней вниз, шли, согнувшись, по сырым подземным ходам, пока, наконец, незнакомцы не отворили тяжелую железную дверь. Со звонаря сняли повязку, и в свете зажженного факела ему открылось небольшое сводчатое помещение. На полках вдоль стен лежали покрытые пылью свитки пергамента, в углу стоял окованный железом сундук, полный золотых и серебряных монет. Незнакомцы взяли три золотые монеты и протянули звонарю, сказав "Бери их и сохрани, чтобы утром не подумал, будто все это тебе приснилось". Потом старику снова завязали глаза и по тем же ходам вывели из подземелья в церковь. Много дней после этого звонарь упорно искал в церкви тайные ходы, но так ничего и не нашел.

Вот такая легенда существует о Домской Церкви и её подземельях с сокровищами. Как и любая другая легенда - она наводит нас на некоторые размышления. В частности в ней абстрактно говорится о том как попасть в это секретное помещение имея при себе только осветительный прибор.

http://www.necton.lv/modules/newbb_plus/viewtopic.php?topic_id=45&forum=7

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-06-2007 05:42
27 сентября 2006, 17:29
Главная достопримечательность латвийской столицы, Домский собор, в 2011 году отметит 800–летие - если "доживет". Здание попало в список 100 мировых памятников, находящихся под угрозой разрушения. По данным Всемирного фонда памятников, выпускающего этот тревожный список, у ряда сводов собора обнаружены структурные повреждения и трещины, и, по крайней мере, две колонны XIV века смещены. В 2001 году фонд выделял средства на реконструкцию портала, а в 2005-м организовывал исследование здания. Осмотр показал, что необходим постоянный мониторинг и план сохранения памятника.

До прошлого года важнейший памятник латвийской архитектуры находился в ведении государства, и объем его финансирования зависел от министерства культуры. Затем Домский собор и территория площадью 5530 кв. м перешли во владение Латвийской лютеранской церкви. Теперь в реставрационных работах участвуют сразу три стороны: церковь, государство и самоуправление Риги.

На сохранение всего архитектурного наследия страны государство выделяет около 350 тысяч латов в год (около $640 тыс.), сообщает DELFI. Домскому собору достались 110 тыс. Между тем, по словам главного реставратора Домского собора Рональда Лусиса, на полное изучение состояния церкви нужно не менее 10 млн. латов. Лусис признал, что ситуация с Домским собором еще не самая плохая — он стоит в самом центре Старой Риги, сюда постоянно водят туристов, поэтому какие-то средства получить удается. За пределами столицы ситуация с памятниками архитектуры гораздо хуже.

http://www.travel.ru/news/2006/09/27/94485.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 17-07-2007 06:26
Две картины Николая Рериха посвящены Домскому собору — «Рига. Интерьер кафедрального собора» и «Собор» (1903). Понятно восхищение Рериха Домским собором, простым и маэстозным, где поздний романский стиль одухотворен ранней готикой. Подчеркнутые вертикальные ритмы огромного главного нефа в интерьере оставляют особенно эмоциональное впечатление.

На картине Рериха в торжественной полутьме стройных арок расцветает шестилепестковая роза оконного проема. Кажется, к ней летел взгляд художника, когда он слушал музыку. «Когда я вспоминаю Латвию и Ригу, передо мною встает целый ряд незабываемых светлых впечатлений. Я помню, как во время нашей поездки по священным местам мы вошли в великолепный Собор... где мощно лились звуки органа. Мне не пришлось узнать, кто был этот выдающийся органист, который, подобно Себастиану Баху, изливал свое божественное вдохновение, мощно наполняя исторические своды влекущими ввысь и возвышающими аккордами. Мы ходили неоднократно в определенные часы слушать и приобщаться к этой молитве Духа. И в нашем обиходе Рига так и осталась, прежде всего, одухотворенной величественным Собором»1.

Интересно, что этюд «Интерьер собора» написан художником с того места, где в соборе лучшая акустика.

Летом 1903 г. в Домском соборе играл свои прекрасные импровизации на органе известный латышский композитор, виртуоз органной игры Альфред Калныньш (1879-1951). После, в 30-е годы, будучи в Нью-Йорке, А. Калныньш выступал в Музее Рериха.
1 Н.Рерих. «Держава Света». - Нью-Йорк, 1931. С. 150.

http://www.latvijasrerihabiedriba.lv/images/doms/domskr.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 30-07-2007 01:13
Домский собор


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-09-2007 07:08
Домский собор.

Епископу Альберту нужен был представительный собор, который своим видом поражал бы приезжих, свидетельствуя о могуществе епископа и о достигнутых им в Ливонии успехах. Для него это было важно еще и потому, что торговцы и ремесленники Риги в 1209 году приступили к строительству своего храма - церкви Петра. А ведь самым красивым и роскошным должен быть собор епископа.

В 1211 году на торжественную церемонию освящения места для строительства новой церкви собралось все высшее духовенство. В лучах солнца сверкают золотые узоры на ризе епископа, развеваются хоругви с изображением святой Марии. Ей епископ Альберт посвятил завоеванные им прибалтийские земли и город Ригу. В ее честь решил он назвать собор церковью святой Марии.

Место, избранное Альбертом для строительства,находилось за пределами епископского подворья - на территории бывшего кладбища.

Вскоре в постройке собора участвовали чуть ли не все рижские мастеровые-каменщики, каменотесы и другие, знавшие толк в строительстве. Возводимое ими здание было во многих отношениях необычным для здешних мест. Своеобразен был, в частности, сам план строения, напоминавший по форме крест. Мощные стены местами достигали двухметровой толщины.

К сожалению имена строителей Домского собора и монастыря неизвестны . Домский собор многое повидал на своем веку. Церковь неоднократно перестраивали и расширяли; вместо известняка в качестве строительного материала все шире применятся кирпич. Элементы романского стиля, в котором собор был первоначально построен, постепенно дополнялись другими архитектурными стилями. В XV столетии был повышен средний неф и сооружена высокая, стройная башня.

В годы реформации Домский собор, как и другие церкви, подвергся разгрому. Пострадало и его внутренее убранство. Домская церковь пострадала и во время большого пожара 1547 г. Свой внешний вид собор приобрел в конце XVIII века,после ряда перестроек. В нем представлены архитектурные стили почти всех прошедших со дня его основания культурно-исторических эпох.

Четырежды (1614,1629,1705,1755г.) башню Домского собора поражала молния, и каждый раз при восстановлении ее видоизменяли, пока, наконец ,в 1776 году шпиль не приобрел свою нынешнюю, чуть приземистую форму.

Церковь страдала и от паводков: не раз заливали ее весенние воды Даугавы, а дважды - во время больших наводнений 1709 и 1744 годов - уровень воды, затопившей собор, достигал человеческого роста.

В конце XVI столетия в ней был установлен орган. Его создатель - органный мастер И.Раб - украсил его своеобразной резьбой по дереву в виде фантастических животных, ангелов, цветочных гирлянд. В 1883-1884 годах старый орган был заменен новым. По размерам его давно «обогнали» многие органы, но по качеству звучания он занимает одно из первых мест в мире. Орган имеет 6768 деревянных и металлических труб длиной от 13 до 10 метров. Трубы разбиты на 127 групп звучания. Каждый регистр воспроизводит звук одного музыкального инструмента. Домский орган может воспроизвести голоса людей, ангелов, шум морской волны и шорох листьев. Такие органы принадлежат к крайне редкому романтическому типу.

В наши дни Домский собор с его могильными плитами, старинной резьбой по дереву и мастерски выполненными витражами стал крупнейшим концертным залом Риги.

http://vip.latnet.lv/dt/site1/ex10.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 05-10-2007 05:26
Домский собор и монастырь на латышском http://www.tournet.lv/page.php?id=2042
http://www.blogs.lv/raksti/25609/doma-baznica/lkpar3.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-10-2007 05:37
Домский собор
Riga Cathedral
Собор Св. Марии
Rīgas Doma

Страна: Латвия
Город: Рига
Адрес: Дома площадь

Статус: построено в период 1215-1776 гг.
Назначение: храмы и церкви, памятник архитектуры
Высота: 90 м
Стиль: готика
Официальный сайт: www.doms.lv/index/

Грандиозный памятник средневекового искусства, родоначальник своеобразной ветви развития готических культовых зданий Прибалтики - строгих зальных базилик с одной западной башней и крестовидными опорами сводов. Заложен из белого камня ок. 1215 г. вместе с монастырем Домского капитула (высшего духовенства Ливонии) по типу саксонской трехнефной базилики, что отразилось в плане и в архитектурных формах восточного трансепта и пресбитерия. В процессе строительства дважды менялась концепция пространственного построения собора (предположительно 3-е десятилетие XIII в. - зальный вариант; последняя четверть XIII в.-начало XIV в. - базиликальный), вместо белого камня стал использоваться кирпич. В монастырском комплексе без существенных изменений сохранился двухнефный зал капитула и обходная галерея клуатра (2-я четверть XIII века). Тектонической строгостью и тщательностью исполнения деталей собор близок к сооружениям цистерцианцев, белокаменный декор (северный портал, капители и консоли в зале капитула, в клуатре и в интерьере) родствен произведениям рейнской школы и отличается переплетением плоскостных позднероманских и горельефных раннеготических растительных и антропоморфных орнаментальных мотивов. Самобытна композиция декоративного заполнения треугольного щипца восточного трансепта, создающая образ иерархического строения мира. В период развитой и поздней готики в XIV и XV вв. боковые нефы были расширены за счет добавления капелл, западная башня надстроена и увенчана пирамидальным шатром, вместо которого после пожара был в 1594-1595 гг. возведен маньеристический многогранный купол с арочной ротондой и шпилем (последний в 1775 г. заменен барочным кивером). В 1720-е гг. появился барочный фронтон с восточной стороны базиликальной части и куполообразная кровля пресбитерия. Над залом капитула в 1778-1787 гг. возведены помещения городской библиотеки с красивым колонным залом (архитектор К. Хаберланд) и в 1888-1892 гг. надстроены остальные окружающие клуатр монастырские помещения (архитекторы К. Нейбургер и В. Нейманн). Средневековое полихромное убранство храма, в том числе сюжетные росписи, почти полностью утрачено. В интерьере преобладают произведения декоративного искусства маньеризма, барокко и новейшего времени. Из них наиболее значительны: каменные надгробия XIV-XVII вв.; эпитафии Малой (ремесленной) гильдии (1604, скульптор Б. Боддеккер) и К. Тизенгаузену (после 1611 г.); резной проспект органа (1601, органный мастер Я. Рааб, 1773-1776 гг., органный мастер Г.А. Контиус); скульптурный декор кафедры (1641, скульптор Т. Хейнце?) и скамьи братства Черноголовых (1693, скульптор Д. Валтер); витражи (конец XIX в., работа рижской, мюнхенской и дрезденской мастерских). Первая комплексная реставрация клуатра и частичная - собора осуществлена в конце XIX-начале XX в. (архитекторы К. Морман и В. Нейманн). В 1959-1961 гг. собор переоборудован под музей - концертный зал и фрагментарно реставрирован (архитекторы Э. Славиетис и В. Другие). В 1981-1983 гг. восстановлена двухъярусная композиция балконов певческих хоров около органа, реконструированы скамьи зрителей и воссоздана первоначальная монохромная окраска стен (архитектор Ю. Галвинып). В клуатре собраны детали убранства различных построек, в том числе стелы рижского дома Черноголовых, одна из которых украшена плоскостным изваянием фигур девы Марии и младенца, другая - св. Маврикия (1521, таллинский скульптор Рейнкен).

© В. Чантурия, Й. Минкявичюс, Ю. Васильев, К. Алттоа, Белоруссия-Литва-Латвия-Эстония, «Искусство», М., 1986 г.

http://www.world-art.ru/architecture/architecture.php?id=6098

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 11-12-2007 06:00
В монастыре при Рижском Домском соборе жили члены Домского капитула до конца XV века, когда были отданы в их распоряжение так называемые стольные поместья: пробсту - поместье Доле, декану - Сунтажи и т.д.
А. Холцманис, А. Янсонс “Старая Рига” Рига “Авотс” 1988

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 21-02-2008 07:00
Билеты были самые обыкновенные, на синей рыхлой бумаге, да еще в 42-ом ряду. Мы были заняты друг другом и восприняли слова о брони как непонятную нам местную шутку.
Я много раз потом бывал в Соборе, и в переполненном, и в полупустом, как в ту холодную зиму. Но никогда не слышал, чтобы орган звучал, как в тот раз. По-видимому, в этом месте в 42-ом ряду был акустический центр зала, орган воздействовал как божественное откровение. Музыка воспринималась всем телом, впечатление ни с чем несравнимое. Может быть, это был эффект первого знакомства, но скорее всего - акустический секрет средневековых зодчих, дошедший до нас, путешественников в холодный февраль 59-ого, под современным именем «бронь ЦК».

http://www.tbg-brand.ru/diaries/8543/2556.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 14-04-2008 04:51
После большого пожара 1547, разрушившего орган рижского кафедрального (Домского) собора, там был установлен новый инструмент, стоивший 5685 талеров и 3 марки. Этот орган (III/P/42 – краткая характеристика инструмента: римская цифра указывает на количество мануалов, «Р» – на наличие педальной клавиатуры, арабская цифра – на количество регистров) построил в 1594–1601 Якоб Раб(е) (ум. в 1609), органостроитель из Любека, чья мастерская существовала там с 1598.
http://www.krugosvet.ru/articles/93/1009331/print.htm

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 25-03-2010 08:23
Вот вы когда были в Домском соборе? Да-да, знаю: там вход платный, поэтому гостям обычно снаружи только показывают. А можно заглянуть спасаясь от дождя, спуститься по изогнутым ступеням вниз (!), восхититься совершенно неожиданным для готического собора вестибюлем в стиле модерна (югендстиля), который был создан в 1905-06 гг. по проекту В.Неймана. А потом повернуть налево, в небольшую капеллу.

Там напротив входа узкую галерею окрамляет декоративная кованая решетка с лилями: изначально Домский собор назывался церковью Св. Марии, а лилия является символом Девы Марии (Мадонна Лилия — один из эпитетов Девы Марии в католической традиции). Прямой стебель символизирует её Божественный ум, поникшие листья — скромность, аромат — Божественность, белый цвет — чистоту.

Эта красивая решетка и небольшая дверца в стене были выкованы рижским цехом кузнецов по заказу прихода, но, выполнив работу, кузнецы не смогли получить деньги - у прихода кончились средства! Тогда цеховики, посовещавшись, решили эту решетку подарить приходу и то правда - ведь выкована уже!.

Но один кузнец остался недовольным решением своих товарищей, и, по легенде, ночью тайком пробрался в Домский собор и на дверцу "посадил" маленькую мышку - ведь "бедны вы, как церковные мыши"!

http://tigrarim.livejournal.com/122809.html


Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 24-08-2010 06:16
Фото из Домского собора http://glukovarenik.livejournal.com/419598.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 26-10-2010 06:49
Домский собор в Риге:



Отсюда: http://onakita.livejournal.com/35256.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 23-12-2010 04:17
Рига. Домский собор http://community.livejournal.com/foturist_ru/330146.html

великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 3753
Добавлено: 26-07-2011 17:09
25 июля Домский собор отмечает 800-летие. Именно 25 июля 1211 года был заложен первый камень этого символа Риги.
В данный момент в Домском соборе полным ходом идут реставрационные работы, которые, в соответствии с договором, должны закончиться 14 ноября 2012 года. Так что юбилей Домский собор встретит будучи в строительных лесах.
Проект реставрации собора реализуется при финансовой поддержке Европейского фонда регионального развития. Общая стоимость – 4 миллиона латов. Половину из этой суммы выделила Рижская дума.

http://reporter.delfi.lv/news/witness/domskij-sobor-vstrechaet-800-letie-v-lesah.d?id=39677051

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 18-08-2011 07:32
Монеты Латвии: Рижский Домский Собор, 2011
Монета посвящается 800 летию Рижского Домского Собора.
Номинал: 1 lats
Материал: Серебро 925
Вес: 22.00 г
Диаметр: 35.00 мм
Тираж: 5000 шт.
Цена в кассах Банка Латвии: 29.10 лат (~60 USD)

http://ziniker.livejournal.com/168166.html

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 12-05-2013 00:59
Кто из рижан не знает сегодня Домскую площадь? Наверняка таких нет. Но мало кто из тех же рижан знает, что когда-то Домской площадью назывался лишь небольшой пятачок перед входом в одноименную церковь. А то, что сегодня мы называем Домской площадью – это результат амбиций в погоне за строительством «латышской Риги» политической элиты конца 1930-х годов.
http://www.ves.lv/article/153268

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 08-07-2014 03:43
Одним из замечательных памятников архитектуры того времени является Домская (соборная) церковь в Риге. Строительство трехнефной церкви с трансептом начато в 1211 г. и в основном завершено к середине века. Церковь была задумана в зрелом романском духе. С запада, согласно не доведенному до конца проекту, она должна была украситься двумя башнями. Внутреннее помещение имело зальный характер. В 15 в. к западной части здания была пристроена восьмигранная башня со шпилем. В то же время Домская церковь была перестроена в базилику посредством поднятия центрального нефа. Новые своды были возведены на нервюрах, то есть имели готический характер. К церкви примыкал монастырь с просторным клуатром, галерея которого была перекрыта крестовыми сводами.
http://artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st060.shtml

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-11-2015 03:29
В ходе реставрационных работ Домского собора внутри украшающего здание позолоченного петушка была найдена так называемая капсула времени — послание следующим поколениям. Она состояла из советской рублевой монеты и документов с историческими фактами, сообщает новостная служба телеканала LNT.

Находка будет передана в архив Домского собора. Также планируется, что капсулу обновят, поместив туда новое послание и монету достоинством 1 евро.
На данный момент в Риге идут полномасштабные работы по реставрации Домского собора и прилегающего к нему монастыря, финансируемые Европейским фондом регионального развития и Рижской думой. Начало было положено еще в 2010 году, причем, согласно плану, реконструкция должна продлиться 10 лет. На восстановление уже выделено порядка 5,7 млн евро, сейчас происходит обновление башни и западной капеллы.

Название собора происходит от латинских выражений — Domus Dei ("Дом Бога") и D.О. М. (сокращение от Deo Optimo Maximo, "Всеблагому Величайшему Богу"). В настоящее время это главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги.

Домский собор был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно — немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году.

Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле.

http://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/v-petushke-na-domskom-sobore-nashli-rubl-i-poslanie-iz-sssr.d?id=46403487

Великий магистр
Группа: Администраторы
Сообщений: 30442
Добавлено: 28-11-2015 03:49
В Риге идут полномасштабные работы по реставрации Домского собора и прилегающего к нему монастыря, финансируемые Европейским фондом регионального развития и Рижской думой. Начало было положено еще в 2010 году, причем, согласно плану, реконструкция должна продлиться 10 лет. На восстановление уже выделено порядка 5,7 млн. евро.
"Во вторник, 25 августа, знаменитого петушка сняли с Рижского Домского собора, и передали специалистам для обновления позолоты", - сообщают представители компании Būvuzņēmums Restaurators.
Как ранее сообщал портал Delfi, название собора происходит от латинских выражений — Domus Dei ("Дом Бога") и D.О.М. (сокращение от Deo Optimo Maximo, "Всеблагому Величайшему Богу"). В настоящее время — главное церковное здание Евангелическо-Лютеранской Церкви Латвии. Наравне с церковью Святого Петра и собором Святого Иакова, является высотной доминантой Старой Риги.
Был основан 25 июля 1211 года, в День Святого Якоба, епископом Риги Альбрехтом фон Буксгевденом. За его сооружением епископ следил с самым пристальным вниманием, вкладывая в строительство огромные средства. Постройкой руководили опытные мастера, преимущественно — немцы. Строительство затянулось до второй половины XIII века и в общих чертах было завершено только в 1270 году.
Многочисленные перестройки привели к тому, что в архитектуре собора удивительным образом переплелись различные архитектурные стили. От готического периода строительства сохранился северный портал церкви — бывший главный вход. Кроме готики и барокко, в архитектурном убранстве собора находятся фрагменты в стиле ренессанс и романском стиле.

http://www.delfi.lv/reporter/news/witness/foto-s-domskogo-sobora-snyali-glavnogo-petushka-stolicy.d?id=46377189

Страницы: 1  ответить новая тема
Раздел: 
средневековые замки / Рига замки и фортификация / Домский собор и монастырь

KXK.RU